ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

200 живы любовью; любовь к себе – начало смерти, любовь к Богу и людям – начало жизни (Круг чтения, 14 января). Как видим из примера, оппозиция любовь истинная vs. любовь ложная коррелирует с оппозицией жизнь vs. смерть. Этот факт отражает авторскую модальность к обозначаемым яв- лениям и указывает на специфику осмысления любви: истинная любовь имеет жизнеутверждающий смысл. В основу противопоставления любовь vs. нелюбовь также кладётся принцип разумности. Истинная любовь претит законам разума, она нера- циональна. Так ответ следующий: зло есть всё то, что разумно. Убийст- во, грабёж, наказание, всё разумно – основано на логических выводах. Са- мопожертвование, любовь – бессмысленны (62, 291). Ещё одна оппозитивная пара составных номинаций – любовь мнимая vs. любовь истинная. Антоним мнимая любовь демонстрирует заблужде- ние, в которое может впадать человек. Любовь, не имеющая в основе своей отречения от личности и, вследствие его, благоволения ко всем лю- дям, есть только жизнь животная и подвержена тем же и ещё большим бедствиям и ещё большему неразумению, чем жизнь без этой мнимой любви (26, 391). Таким образом, антонимы, репрезентирующие концепта «Любовь», группируются в ряды. Основной когнитивной стратегией здесь выступает разграничение любви истинной и ложной. При концептуализации данных разновидностей любви Л. Н. Толстой опирается на такие параметры, как объект любви, разумность, акциональность. Надо отметить, что мыслитель в процессах вербализации своих представлений о любви опирается на средства составной номинации, дифференциатором выступают определе- ния ключевого слова любовь. Безапелляционность воззрений Л. Н. Толсто- го находит своё отражение в конрадикторном характере антонимии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=