ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
20 и творческой работы учителей, пытливого изучения детьми необходимых им знаний, подтвердило, что «дух школы» может создавать только коллек- тив единомышленников. Поэтому он подбирал для школы тех педагогов, которые не обучены в казенных школах общаться с детьми посредствам угроз, наказаний, муштры, что превращает ребенка в «…измученное, ус- тавшее существо, с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке,– существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик…» [12]. Лев Николаевич приглашал учить детей студентов университетов. Именно учителю Л. Н. Толстой отводит ведущую роль в процессе об- разования и воспитания. От учителя он требовал непрестанной работы над собой, совершенствования своего мастерства. «…Так как дело преподава- ния есть искусство,– пишет Толстой,– то оконченность и совершенство не- достижимы, развитие и совершенствование бесконечны» [13]. Выдвигая принцип свободы, Лев Николаевич ставил перед учителем требование не навязывать своих взглядов учащимся. Однако он понимал, что в педагогическом процессе невозможно избежать воспитательного воз- действия как личности учителя, так и преподаваемой им науки. Его требо- вания к учителю выражались ещё и в том, чтобы учитель был не только всецело предан своему делу, но и знал, любил и понимал ту среду, из кото- рой происходят его ученики, кроме того, учитель должен таким образом преподавать свой предмет, чтобы взгляд ребёнка на мир становился с каж- дым днём всё более глубоким и правильным. Согласно толстовской концепции требования к учителю выглядят сле- дующим образом: необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, «которые поставила для него природа»; замечать психо- логическое состояние, которому Лев Николаевич дал определение- «школьное состояние души», т. к. оно даёт возможность развивать «выс- шие способности – воображение, творчество, соображение…» [14]. Учите- лю необходимо иметь «педагогический дар, а также понимать, что образо- вание – это совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, новые сведения. Он обращал внимание учителя на то, что детские игры, страдания, наказания родите- лей, книги, работа, учение, ненасильственное и свободное, искусства, нау- ки, жизнь – все образовывает; воспитывая, образовывая, развивая, дейст- вуя на ребенка, учитывать, что он «представляет собой первообраз гармо- нии, правды, красоты и добра». Итак, Л. Н. Толстой четко определил облик учителя, способного под- держивать особый дух школы, критерием которого является свобода. Таким образом, становится очевидным, что изучение педагогического опыта Л. Н. Толстого будет способствовать становлению профессиональ- ной компетентности будущих учителей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=