ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

199 дурное . – Как страшно было мне смотреть на всю мелочную, порочную сторону жизни. Я не мог постигнуть, как она могла завлекать меня. Как от чистого сердца просил я Бога принять меня в лоно свое. Я не чувство- вал плоти… но нет, плотская, мелочная сторона опять взяла свое, и не прошло часу, я почти сознательно слышал голос порока, тщеславия, пустой стороны жизни ; знал откуда этот голос, знал, что он погубит мое блаженство, боролся – и поддался ему. Я заснул, мечтая о славе, о женщинах ; но я не виноват, я не могу (Дневник, 11 июня 1851) Проци- тированный отрывок иллюстрирует то, что, по мнению писателя, не может быть связано с любовью: плотские чувства, тщеславие, мечты о славе и женщинах. Эмоционально-оценочную интерпретацию процесса кон- цептуализации вербализуют слова: высокий, хороший / дурной, мелоч- ный, пустой. Любовь, добро, противопоставляется злу. Попробовал поговорить после обеда с женой. Нельзя. Это одно огорчает меня. Одна колючка и больная. пошел к сапожнику. Стоит войти в рабочее жилье, душа рас- цветает. Шил башмаки до 10. Опять попробовал говорить, опять зло – нелюбовь. (Дневник, 4 апреля 1884) Выше мы говорили, что истинная лю- бовь в понимании писателя акциональна. Проявлению любви противопос- тавлена ненависть. Прежде, чем он будет в состоянии любить , т. е., жертвуя собою, делать благо , ему надо перестать ненавидеть, т. е. де- лать зло, и перестать предпочитать одних людей другим для блага своей личности (26, 392). Тем самым оппозиция любовь vs. ненависть является проекцией коррелята добро vs. зло. Акциональная природа любви даёт возможность Л. Н. Толстому про- тивопоставлять целый ряд действий. Любовь истинная проявляется в бого- почитании, соединении людей. Нелюбовь, ненависть репрезентируется ря- дом глаголов и имён существительных с семой ‘разрушение’: убийство, войны, разделение людей, порабощение, насилие. А между тем единая ве- ра в любовь и вытекающая из неё деятельность богопочитания не толь- ко не менее определённы, ясны и доступны для большинства простых лю- дей, чем установленные людьми веры с многими предметами веры и запо- ведями, но имеют ещё и то великое преимущество перед другими верами, что тогда как все разные противные друг другу и осуждающие друг друга веры и богопочитания, доводящие людей до ненависти, убийства, войн, разделяют людей, только вера в любовь и вытекающие из неё богопочи- тание делают то самое, что обещают: соединяют всех людей в одной вере и одном богопочитании (38, 104). И потому спасение от порабоще- ния , в котором находятся люди, невозможное для людей общественных, и совершалось и совершается только христианством, только заменой за- кона насилия законом любви (37, 192). Показателем истинности любви выступает объект, на который она распространяется. Истинная любовь – это любовь к Богу и людям. Люди

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=