ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
198 С. Д. Фомина Тула, Россия ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО О ЛЮБВИ АНТОНИМАМИ Антонимические оппозиции относятся к семантическим явлениям, ко- торые наиболее чётко и ясно интерпретируют процессы концептуализации и категоризации. Такое положением дел обусловлено тем, что «предметы и их свойства противоположны не сами по себе, не по своему денотативному значению, а как результат вербального осмысления, оценки, включения в систему языка, в группы слов, обозначающих то же самое качество, свой- ство, отношение и т. п. Антонимические парадигмы отражают особенности видения и понимания мира. Это же свойство у антонимов отмечала и А. Вежбицкая, анализируя ряды душа – тело в русском языке и тело – ум ( mind ) в английском. Антонимическая оппозиция опирается на интегральный признак. Ког- нитивным основанием антонимии является детализация исходного призна- ка и представление его в виде дихотомии, составляющие которой интер- претируются как противоположные. Любая категория начинает развитие с тождества. Данный когнитивный процесс на семантическом уровне вы- ражается в осложнении исходной семемы новыми взаимоисключающими дифференциальными семами. Таким образом, антонимия указывает на уг- лубление исходного смысла. Проследим особенности процесса концептуализации любви, кото- рые объективированы антонимическими парадигмами, используемыми Л. Н. Толстым. В параграфе, посвящённом синонимическим средствам, мы отметили факт своеобразной энантиосемии значений слова любовь. Любовь осмыс- лялась Л. Н. Толстым в раннем творчестве как физическая близость между мужчиной и женщиной. В поздних произведениях Л. Н. Толстой подчёр- кивает недопустимость такого понимания любви и понимает её как целе- направленную духовную деятельность, направленную на достижение бла- га. Идеал христианина есть любовь к Богу и ближнему , есть отречение от себя для служения Богу и ближнему; плотская же любовь, брак , есть служение себе и потому есть во всяком случае препятствие служению Богу и людям, а потому с христианской точки зрения – падение, грех (27, 87). Для большей чёткости, экспликации энантиосемичных отношений Л. Н. Толстой прибегает к лингвистически нерелевантным средствам – сос- тавной номинации. Настоящую любовь Л. Н. Толстой называет любовью к Богу и ближнему и противопоставляет её плотской любви и браку. …Нет, вот оно чувство, которое испытал я вчера, – это любовь к Богу – это любовь высокую, соединяющую в себе все хорошее, отрицающее все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=