ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

194 Как функциональная языковая единица ударение необходимо позже. «По Толстому» к ударению обращаются для формирования орфоэпическо- го чтения в IV отделе Азбуки. Упражнения этого отдела рекомендовались для упражнений в нормальном чтении и письме. Ударные гласные в этом отделе выделены жирным шрифтом. Но и правила произношения даны: над безударными гласными и согласными вверху мелким шрифтом даны буквы, которые обозначают произносимые звуки. Когда учащийся уже ов- ладел механизмом чтения, т. е. практически себе представляет отличие письменной речи от устной, ему можно сообщать некоторые правила оформления письменной речи «…надобно обратить внимание на различие письма и произношения. …обращайте его внимание на то, как слово пи- шется и как выговаривается и как не должно писать; и там, где это воз- можно в примерах,– на причину, почему слово так пишется» [1, с. 167]. Именно на этом этапе обучения и должно появится у учащихся понятие об ударении. Но теперь оно уже функционально, необходимо («причина того, почему слово так пишется»), понятно детям. Так воплощается главный педа- гогический принцип Л. Н. Толстого в сегодняшней методической практике. Литература 1. Толстой Л. Н. Азбука: Новая Азбука / Авт-сост.: В. Г. Горецкий, Г. В. Карпюк.– 2-е изд., доп.– М.: Просвещение, 1987. 2. Румянцева Л. И. Значение ритмико-слоговой структуры слова в процессе чтения // Известия АПН РСФСР. Вып. 42.– М., 1952.– С. 9–47.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=