ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

193 а только занимаются звуковым анализом: звуки гласные и согласные, со- гласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, слоги и т. д. Конечно, такая фонетическая единица, как ударение тоже относится к группе этих же язы- ковых фонетических единиц. С точки зрения лингвистики все выглядит логично. А что же на взгляд ребенка? Ударение – суперсегментная фонетическая единица. В отличие от мельчайшей языковой единицы – звука, который при известном напряже- нии ума и артикуляционного аппарата можно выделить и некоторое вре- мя понаблюдать (услышать, произнести), ударение в «чистом виде» в природе не встречается. Постижение этого понятия связано с высокой ступенью абстракции, даже если оно дается без определения и термина. Однако в современной практике обучения детей первоначальному чтению мы наблюдаем почти полный набор научных терминов по данной теме. На слух дети учатся определять ударение в словах, несколько помогает им в этом схема-модель слова, которая тоже представляет собой некую абстракцию. Каковы же результаты? Нам неоднократно приходилось на- блюдать весьма любопытные факты: при определении ударения в извест- ных словах дети начинают допускать нелепые акцентологические ошиб- ки: каскА, мискА, тыквА. В живой естественной речи в этих же словах дети, конечно, так не говорят. Что это – издержки обучения, которые про- граммирует современная методика обучения детей чтению? Думается, здесь забыт один из главных методических принципов толстовской сис- темы: знания должны быть функциональны. Если ребенок не видит цели применения тех или иных знаний в своей учебной деятельности, то кар- тина получается удручающая. Не пора внять советам Л. Н. Толстого и не говорить об ударении до поры до времени? Знания, сообщаемые ученикам «здесь и сейчас», долж- ны быть функциональны, должны встраиваться в какую-либо деятель- ность, которую ученик осваивает. В действии чтения, которое формирует- ся с помощью букваря, ударение не играет особой роли. Ведь все буквари учат действию чтения на понятных, хорошо знакомых детям словах: Мама мыла Лару. Наши пряли, а ваши спали. Все читаемые слова дети неодно- кратно произносили в своей живой естественной речи правильным ударе- нием. Ударение в процессе обучения чтению играет особую роль. С ударе- ния начинается процесс идентификации слова. Прочитав в Букваре слово по слогам, ребенок «не узнает» его, потому что слово произнесено без уда- рения: КО-СИ. Здесь ударными оказываются оба слога: гласные звуки произнесены с основным оттенком тембра, сила голоса и долгота одинако- вы. Пробует еще раз произнести: ко-сИ. «Ах, это он косит!». Вспомога- тельная, контрольная функция ударения сыграла свою роль в формирова- нии действия чтения. Кстати, исследователи давно обратили внимание на то, с какой тщательностью подобран Толстым в Азбуке и Новой Азбуке материал с точки зрения ритмико-слоговой структуры слова [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=