ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

191 на уроках грамоты. Звуковой анализ в минимальном объеме рекомендован автором «Азбуки» и «Новой Азбуки» в самом начале обучения: «разложе- ние слов на слух». Совсем в другой форме звуковой анализ присутствует в упражнениях IV отдела: сопоставление устной и письменной речи. «…надобно обратить его (ученика.– Л. С .) внимание на различие письма и произношения». В каждом из этих случаев звуковой анализ функциона- лен, его применение вполне оправданно. Главное достоинство любой Азбуки Л. Н. Толстой видел в том, чтобы методически правильно организовать учебный материал. «Задача Азбуки состоит в том, чтобы … дать учащимся наибольшее количество понятного материала, расположенного в такой правильной постепенности, от просто- го к сложному» [1, с. 184]. Азбука, по мнению Толстого, должны быть со- ставлена таким образом, «что учение по ней может и должно зачинаться прямо с чтения». Что имел в виду великий писатель? Если перевести слова Толстого на современный язык, то автор «Азбуки» и «Новой Азбуки» вы- ступал за функциональный подход к букве. В его учебниках для обучения грамоте нет занимательных стихов о буквах и рисунков предметов, отда- ленно напоминающих те или иные буквы. Толстой понимал, что все это не связано напрямую с чтением. Чтение – занятие серьезное, требует большо- го напряжения умственных сил ребенка. Развлечь его можно другими спо- собами: физическими упражнениями после урока или игрой. Однако со- временная практика обучения русской грамоте свидетельствует, что эти методические заветы сегодня не особенно востребованы. Если бы, следуя советам великого писателя, сгруппировать в совре- менных букварях и азбуках буквы русского алфавита исходя из современ- ных научных данных (а они уже есть и в лингвистике, и в психологии!) и соответствующим образом организовать текстовый материал, то объем учебников по обучению русской грамоте уменьшился бы в несколько раз. Главным средством обучения чтению и письму Толстой считал строгую последовательность формирования учебных действий, а для этого нужно дать в учебнике «правильную постепенность», « чтобы постепенность эта служила главным средством обучения чтению и письму, по какому бы то ни было способу» [1, с. 184]. К сожалению, пока ни один современный составитель учебников для обучения грамоте не озаботился этой постепенностью, иначе современные буквари и азбуки имели бы другой вид и объем. Полагаем, что уровень развития психологии и лингвистики позволяет это сделать. При формиро- вании действия чтения большая роль принадлежит его ориентировочной фазе. Поскольку в действии чтения ведущую роль играет зрительный ана- лизатор, для определения ориентировочной основы стоит обратиться к принципам русской графики. Именно законы русской графики опреде- ляют систему взаимоотношений между устной и письменной формой язы- ка. Русская графика фонематична: буквы по преимуществу обозначают

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=