ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

190 заветов великого писателя, по мнению которого, главный недостаток учебников для обучения грамоте заключается в отсутствии «обильного ма- териала для чтения». Современный ребенок, пришедший 1 сентября в школу психологиче- ски вполне готов осваивать навык чтения: он знает буквы, он понимает, для чего ему нужно научится читать («хочу сам читать книги», «хочу хо- рошо научиться обращаться с компьютером», «хочу читать рекламу, она смешная» и т. д.). Однако с 1 сентября в течение нескольких недель ребе- нок занимается звуковым анализом речи: выделяет согласные и гласные звуки, характеризует их, делит слова на слоги, считает количество слогов и звуков в слове и т. д. Вся эта работа имеет только косвенное отношение к навыку чтения. Она более всего нужна при формировании навыков пись- менной речи. Однако по традиции обучение грамоте начинается со звуко- вой работы. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, существующий в нашей школе со времен К. Д. Ушинского, имел модифи- кацию «письма – чтения»: сначала слово писали, а потом его читали. Зву- ковая работа при таком подходе была вполне оправданной. Сейчас метод обучения грамоте предполагает одновременное, параллельное обучение чтению и письму, хотя и это весьма приблизительный подход. Овладение навыком чтения в современных условиях явно опережает овладение навы- ком письма. Однако современная методическая наука игнорирует этот факт, делает вид, что современные дети ничего не знают и не умеют, и ре- комендует начинать работу традиционно – со звукового анализа. Звуковой анализ в современных букварях и азбуках проводится в аб- страктном виде, так, звук из потока речи может быть выделен умозритель- но. Это ведь не естественная единица звучащей речи, как, например, слог. Чтобы как-то «опредметить» абстрактную звуковую работу, используют схемы, модели, условные обозначения. Тем самым между ребенком и тек- стом возводится еще один искусственный барьер. Чтение по определению представляет собой расшифровку письменного кода, дополнительные трудности здесь явно не нужны. Часто букварь бывает просто перенасы- щен разного рода схемами и моделями и внушает страх ребенку. Иной бу- кварь представляет собой уже не привычную книжку с буквами, текстом и картинками, а собрание условных значков, схем, ребусов, моделей. Мы видим картину явного насилия над природой ребенка. Толстой писал: «Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше учителя» [1, с. 175]. Сегодняшней науке и практике обучения детей перво- начальному навыку чтения, видимо, стоит чаще обращаться к методиче- ским заповедям великого писателя и педагога. Л. Н. Толстой вовсе не отрицал звукового анализа в своей методиче- ской системе. Он выступал только против уродливых форм его проведения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=