ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
19 и за рубежом), учебно-методической литературы, трудов по истории педа- гогики, истории культуры, философии и последующая практическая дея- тельность привели его к глубокому убеждению в необходимости «новой философии», «нового сознания», новой науки о мышлении и формирова- ния на этой основе целей обучения и воспитания» [7]. Воспитание творческой личности ребенка Толстой считал важнейшей задачей школы. «Если ученик в школе,– указывал он,– не научится сам ни- чего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» [8]. Здесь, и в целом ряде других высказываний, Л. Н. Толстой сформулировал основные подходы к вопросам становления личности. Его главной педагогической идеей ста- новится идея воспитания «...вполне совершенного человека, годного для будущего»,– то есть личности с развитым чувством любви и ответственно- сти за собственную судьбу и судьбу человечества [9]. В связи с такой постановкой вопроса ВОСПИТАНИЕ в последний пе- риод жизни Л. Н. Толстым понимается как создание условий для духовно- го развития ребёнка, для его движения к идеалу, для самосовершенствова- ния, а высокая миссия учителя, воспитателя – в оказании помощи ребёнку в этом движении, в соответствии им собственного достойного «пути жиз- ни» [10]. Главная цель воспитания, по Толстому, состоит в «гармонии» развития ребёнка, а не в «наращивании» хороших качеств личности в соот- ветствии с эталоном «наилучшего человека», задаваемым обществом или педагогом. Формулируя задачи педагогической науки, Л. Н. Толстой отме- чал, что они заключаются в «изучении условий совпадения» деятельности «образовывающего и образовывающегося» на пути к единой цели, а также необходимости изучения и тех условий, которые препятствуют такому сов- падению [11]. Он утверждал, что обучение – многосторонний и многофак- торный процесс, который воздействует не только на интеллект ребёнка, но и на его эмоциональную и волевую сферу. И великий педагог кардинально поставил вопрос о пересмотре традиционных взглядов на личность ребёнка и особенности его роста и развития. При этом он подчёркивал, что внима- ние к личности ученика начинается не с общих разговорах о детях и даже не с подбора прекрасных учителей, а с изложения самого взгляда на цели шко- лы, влияющие как на отбор, так и на формы и методы его реализации. Основным условием успеха в воспитании Л. Н. Толстой считал лю- бовь воспитателя к ребёнку, наполненную конкретным содержанием. По- этому особое место в педагогическом наследии Толстого занимают его мысли о педагогическом мастерстве учителя, содержании его подготовки. Личный педагогический опыт Л. Н. Толстого и его описание в школьных заметках и статьях, опубликованных в журнале «Ясная Поляна», имеют непреходящее значение, как для теории, так и для школьной практики. Его стремление к тому, чтобы создать в своей школе обстановку деятельной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=