ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
189 Однако если мы сравним современные буквари и азбуки с учебниками Л. Н. Толстого, да и вообще с учебниками прошлого, то картина получится несколько странная: по объему современные учебники для обучения гра- моте явно превосходят учебники прошлого. Часто они имеют 100, 150, 200 страниц! Такая книга даже по внешнему виду внушает ребенку некий страх: она большого формата и тяжела по весу. Для сравнения: первая часть Азбуки Л. Н. состоит из 59 страниц. Новая азбука насчитывает 83 страницы, но ведь она включает довольно много оригинальных худо- жественных произведений для детского чтения. Учебники Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. П. Вахтерова применялись в ту пору, когда уровень грамотности населения был чрезвычайно низким, часто дети приходили в школу с нулевым уровнем готовности: не знали букв и никогда не видели книгу. Современная образовательная среда явно отличается от прошлой: ребенок часто имеет хорошего помощника в деле обучения навыку чтения: образованных родителей, детские книги, воспитателей в детском саду. Совершенно очевидно что, современные учебники по обучению гра- моте плохо ориентированы на достаточно богатый опыт дошкольной жиз- ни ребенка. Если сегодняшние буквари так выросли по объему по срав- нению со своими предшественниками, то, очевидно, что они составляют- ся без учета достаточно высокой готовности ребенка к овладению на- выком чтения. Толстой видел свою главную задачу как составителя азбуки в том, «чтобы за наименьшую цену дать учащимся наибольшее количество по- нятного материала… ». Он не рекомендовал иллюстрировать Азбуку кар- тинками, считал, что они являются роскошью, а не потребностью Азбуки. Основные усилия составителя азбуки, по мнению великого писателя, должны быть направлены на то, «чтобы на наименьшем количестве бумаги четким шрифтом было помещено наибольшее количество понятного и хо- рошего материала для детского чтения» [1, с. 184]. Современные Азбуки и Буквари богато иллюстрированы. Они содер- жат много занимательного, развивающего материала: ребусы, кроссворды, загадки. Во время обучения грамоте современные первоклассники знако- мятся с некоторыми грамматическими понятиями, например, с категорией числа и категорией рода, узнают, что слова состоят из корней, суффиксов и приставок. При этом учебный материал для чтения выносится в отдель- ную книжку (или книжки). Сегодня почти каждый букварь имеет дополни- тельные пособия для чтения: «Спутник Букваря», «Читаем сами», «Я чи- таю». Полагаем, что подобная практика составления учебников по обуче- нию грамоте не может быть признана продуктивной. На наш взгляд, все это является свидетельством кризиса современной букваристики (теория и практика составления учебников для обучения первоначальному чте- нию): букварь как учебник теряет свое назначение, суть которого – нау- чить ребенка прежде всего читать. Забыт один из главных методических
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=