ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

188 Л. С. Сильченкова Москва, Россия МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Л. Н. ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РУССКОЙ ГРАМОТЕ Широко известны взгляды Толстого на вопросы воспитания: о свобо- де ребенка, о развитии его душевных сил, о наказании провинившегося. Нам хотелось бы обратить внимание на то, как педагогические принципы великого гуманиста воплощались в его методической системе – в деле обучения детей грамоте. Как известно, Л. Н. Толстой снабдил свою «Азбуку» методическими советами «Для учителя», а «Новую азбуку» – кратким описаем приемов слухового метода обучения грамоте. Исследователи методического насле- дия великого писателя часто сетуют на то, что не имеют подробного опи- сания его методических взглядов. Это не позволяет им отнести практику обучения грамоте Л. Н. Толстого к какой-либо системе, квалифицировать его метод обучения грамоте с точки зрения существующих ныне типоло- гий. Впрочем, Толстой, как бы предвидя трудности будущих исследовате- лей его педагогического наследия, указывал на то, что он старался сделать Азбуку «одинаково удобной для всех способов». Думается, методические советы великого писателя для современной теории и практики обучения русской грамоте не только не потеряли своего значения, но сейчас обретают новый смысл. И вот почему. Сегодняшняя практика обучения детей первоначальному чтению полна противоречий. Остановимся только на некоторых. Многие современные первоклассники, приходящие 1 сентября в шко- лу, уже много умеют: читают целыми словами или по слогам, если не умеют читать, то знают буквы, чаще все или большинство букв русского алфавита. Представить современного ребенка не знающим хотя бы не- сколько букв русского алфавита просто невозможно! Сегодня нас окружа- ет разнообразная «графическая действительность» (термин условный): га- зеты, журналы, вывески на магазинах, надписи на заборах, реклама и мно- гое другое. Даже если в 1 классе и попадаются учащиеся, не знающие букв, то в учебных условиях они быстро их выучивают. По нашим данным, та- ких детей в 1 классе бывает не более двух – трех. Одним словом, мы сего- дня наблюдаем картину «по Толстому»: «Для изучения букв есть много различных способов – и все они хороши, если ученик не скучает… Памят- ливый ученик выучит все буквы в один урок» [1, с. 162–163]. Безусловно, по сравнению со своим сверстником времен Толстого современный пер- воклассник выглядит более подготовленным к постижению трудного ис- кусства чтения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=