ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

185 в четвертой главе появляются синонимичные слова легко , обыкновенно и нормально , противопоставленные словам не нормально (положение его не нормально) и неприлично . Все, что выходит за установленные и приня- тые рамки, ненормально и неприлично: претензии жены на излишнее вни- мание, «запинка» в продвижении по службе, болезнь. Толстой многократ- ными повторами ключевых слов формирует у читателя отвращение к при- ятной и приличной жизни Ивана Ильича. Начиная с четвертой главы набор ключевых слов меняется, что связа- но с развитием сюжета: «Дурное расположение духа это, все усиливаясь и усиливаясь, стало портить установившуюся было в семействе Головиных приятность легкой и приличной жизни. Муж с женой стали чаще и чаще ссориться, и скоро отпа- ла легкость и приятность , и с трудом удерживалось одно приличие » [99]. Иван Ильич начинает постепенно прозревать, но прозрение, как это часто бывает в сюжетах Толстого, совпадает с физическим увяданием. Векторы ду- ховного и физического направлены в рассказе прямо противоположно. В четвертой главе впервые среди ключевых слов ОД появляются сло- ва мертвый и смерть . Но это уже не антуражные, не интерьерные слова, как было в КО,– они характеризуют физически живого, но духовно мерт- вого человека, выносящего приговор своей жизни. Таково значение слова мертвый в диалоге Прасковьи Федоровны с братом: – Нет, ты преувеличиваешь,– говорила Прасковья Федоровна. – Как преувеличиваю? Тебе не видно – он мертвый человек. Посмот- ри на его глаза. Нет света [104]. В композиционном центре рассказа (главы пятая-девятая), как и в КО, весьма важную роль начинают играть ключевые слова чувств и эмоций. Спектр их значений невелик – это всегда отрицательные (факторный при- знак – неудовольствие), в большей или меньшей степени активные эмоции. Вот некоторые примеры: «И ему стало мучительно, невыносимо тяжело . Не может же быть, чтоб все всегда были обречены на этот ужасный страх » [105] (отрицатель- ная пассивная эмоция). «Он ненавидел ее всеми силами души в то время, как она целовала его, и делал усилия, чтобы не оттолкнуть ее» [106] (отрицательная актив- ная эмоция). «Иван Ильич видел, что умирает, и был в постоянном отчаянии » [106] (отрицательная пассивная эмоция). «Тупая тоска , которую он испытывал в полуусыпленном состоянии, сначала только облегчала его как что-то новое, но потом она стала так же или еще более мучительна, чем откровенная боль» [110] (отрицательная пассивная эмоция). Ключевое слово ложь, выражающее отношение больного Ивана Иль- ича ко всему, что происходит вокруг него (хлопоты жены, визиты врачей,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=