ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
18 опираться на прогрессивную историческую традицию в образовании, бла- годаря которой человек включается в уже существующую общность и ста- новится носителем определенного образа жизни, так как в ней сконцен- трированы непреходящие ценности, проверенные многовековым опытом приемы и методы образования (воспитания). Осмысление этих традиций способствует освоению культуры, постижению основ меж-и наднацио- нального общения, что не противоречит модернизации современного обра- зования. Поэтому, особые значения для становления профессиональной компетентности будущего учителя, на наш взгляд, приобретает педагоги- ческий опыт Л. Н. Толстого, обращенный к человеку и наполненный чело- веческими смыслами. Восприятие педагогического опыта Л. Н. Толстого освобождается от заштампованности, заидеологизированности оценок. В современной педагогике на первое место выходят проблемы гума- низма, свободы, творчества, ответственности… Л. Н. Толстой разработал целостную оригинальную систему учебно-воспитательного процесса, в ко- торой уделил большое внимание этим проблемам. Ретроспективный анализ мирового педагогического опыта почти в любом из его направлений (антропологическом, экзистенциональном, онтологическом, неорационалистическом, неопрагматическом…) обнару- живает переоткрытие тех проблем, которые уже поставил Л. Н. Толстой. Его взгляды нашли отражения во многих современных концепциях, на- пример, свободного воспитания, народного образования, ненасилия, раз- вивающего обучения, непрерывности педагогического процесса, связи обучения с практическими интересами учащихся, гуманизации и гумани- таризации, личностно-деятельностного подхода в образовании и др. В основе педагогики Л. Н. Толстого – создание писателем онтологии духовной, устремленной к смыслу и ценностям жизни личности. Основные слагаемые этой онтологии стало признание приоритета духовного начала – глубинного «Я», стремление к смыслу, личностно-деятельностная аксио- логическая природа психологического развития человека. Педагогический опыт Л. Н. Толстого начал складываться во второй поло- вине XIX века, которая проходила под знаком реформ Александра II, где одно из центральных мест занимали проблемы развития народного просвещения. Опыт и свобода – такова краткая формула творческого подхода Толс- того в педагогике. К своему педагогическому кредо «опыт и свобода» и «закону движения вперед образования» Толстой пришел, когда ему было 32 года. Однако, вопрос о том, как человек познает мир, волновал его с ю- ности, когда он пытался разобраться в природе духовного, «возможнос- тях» разума, влияния окружающего мира. Справедливо отмечает Н. В. Кудрявая: « Идеи об опытной педагогике, признание активности субъекта по отношению к окружающей действи- тельности, внимательное изучение практики обучения (как в России, так
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=