ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

178 Д. А. Романов Тула, Россия КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «СМЕРТЬ ИВАНА ИЛЬИЧА»: АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНОГО КРИЗИСА ЧЕЛОВЕКА ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭПОХИ В рассказе Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» (1886 г.) компози- ционно представлены две смерти. Так часто бывает в построении толстов- ских произведений: вначале изображается основное, главное, итоговое со- бытие (настоящее автора и героев); затем большую часть повествования составляет ретроспективный рассказ об очень длительном, по сравнению с основным событием, времени (рассказ о прошедшем), а в финале стрела действия, идущего из прошлого, смыкается с настоящим [подробнее о по- добной композиции у Толстого см., например: Ломунов 1990: 302]. Данное временное композиционное кольцо позволяет Толстому достигать особого воздействующего эффекта, напрямую – мощно и однозначно – соединяя причины и следствия, обнажая все волнующие автора (зримые и очевид- ные для него, но скрытые и завуалированные для других людей) детерми- нирующие связи окружающей жизни. Окольцовывающая композиция диспропорциональна с точки зрения текстового пространства: то, что заключено в обрамление, несравнимо больше и значительнее по архитектоническому масштабу, чем само коль- цо. Однако именно обрамляющее событие является итогом, последним ак- кордом происходившего, как правило, долгие годы и одновременно от- правной точкой авторских и читательских размышлений. Здесь гениальная толстовская диалектика, показывающая нравственные переходы количест- ва в качество, накопление греховности, гибель и воскресение, ослепление и прозрение. Эта диалектика выстраивается с помощью мастерски созда- ваемой Толстым динамики ключевых слов его произведений. В. В. Розанов отмечал, что язык произведений Л. Н. Толстого – это «еще не разрезанные страницы всемирной истории <…>; под каждым словом лежит факт, ви- денный слышанный и часто живьем пережитый» [Розанов 1995: 28]. Лексическая ткань, как наиболее отчетливое и внятное читателю средст- во художественного воздействия, всегда востребуется Толстым в первую очередь. У Толстого есть особые, только ему присущие, становящиеся чертой его авторского художественного стиля приемы возведения слов в ранг клю- чевых. Он владеет специфическими способами усиления воздействующей силы ключевых слов, их разрежения и сгущения, их эмоциональной акценти- ровки. Это и составляет главный предмет данного исследования. Иван Ильич Головин, главный герой рассказа, умирает дважды. Пер- вый раз – в композиционном обрамлении: со всеми похоронными атрибу-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=