ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

175 вспоминает: «Он говорил, что мнение его о личности Петра I диаметраль- но противоположно общему, и вся эпоха эта сделалась ему несимпатичной. Он утверждал, что личность и деятельность Петра I не только не заключа- ли в себе ничего великого, а напротив того, все качества его были дур- ные…» [Берс 1926: 37]. Эти суждения, разумеется, нельзя возводить в абсолют. Личные при- страстия и личные оценки Толстого не могут и не должны (наверняка Тол- стой так и считал) становиться личными оценками других людей. Однако они весьма интересны как результат индивидуального опыта такого вы- дающегося человека, как Толстой. Именно этим, а не возможной подража- тельностью или бездумным усваиванием они интересны потомкам. Тол- стой до сих пор остаётся открытым для диалога и спора, для принятия и непринятия его точек зрения и оценок. Взгляды Толстого – повод для дискуссии, отправная точка для размышлений, в этом его величие и непре- ходящее значение для всех эпох. Часто можно слышать фразу «я не люблю Толстого» или «я не люблю Толстого-мыслителя, а люблю Толстого-художника». В большинстве слу- чаев ничего кроме позёрства за этими словами не стоит. Толстой даже со всеми своими недостатками настолько интересен и велик, что его непри- ятие автоматически возвеличивает говорящего. Стороны личности и раз- ные сферы приложения её таланта неотрывны друг от друга. Любая по- пытка сделать это выглядит легковесной. Толстой-писатель неотделим от Толстого-философа, Толстого-педагога, Толстого-семьянина, Толстого- помещика и т. д. Всё нехудожественное из его деятельности так или иначе отражается в творчестве, дробится на миллионы слов и их сочетаний, которые состав- ляют неповторимый толстовский конкорданс (его ещё предстоит начать ис- следовать), характеризующий особую писательскую манеру Толстого. Как известно, создание индивидуального стиля есть необходимая часть художе- ственного новаторства в искусстве. А новаторство Толстого несомненно. Тем не менее попытки «разделения» Толстого делаются, и новые сви- детельства этого продолжают публиковаться до сих пор. Например, в из- данных в 2006 г. отдельной книгой газетных статьях С. Довлатова встреча- ется такой интересный пассаж (лекция «Блеск и нищета русской литерату- ры», прочитанная 19 марта 1982 г. в университете Северной Каролины): «Лев Толстой, написав десяток гениальных книг, создал затем бесплодное нравственное учение, отрёкся от своих произведений, исписал тысячи страниц необычайно скучными баснями для народа и почти дегенератив- ными трактатами об искусстве, о балете и шекспировской драме, и умер в страшных нравственных мучениях на заброшенной железнодорожной станции. Покинув семью и не разрешив ни одну из мучивших его проблем. Показательна также судьба его яснополянской школы. Лев Толстой создал в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, сам преподавал

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=