ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

17 нальную компетентность в виде требования к качеству подготовки работ- ников квалифицированного труда и специалистов, являясь интегральным критерием профессиональной обученности [4]. В американской социаль- ной науке в модель компетентного специалиста входят также дисциплини- рованность, самостоятельность, коммуникативность, стремление к само- развитию. Шведские ученые считают, что профессиональная компетент- ность – это интеграция интеллектуальных, моральных, социальных, эсте- тических, политических аспектов знаний. Большинство ученых – отечественных и зарубежных- сходятся во мнении, что профессиональная компетентность педагога определяется профессиональными знаниями и умениями, ценностными ориентациями в обществе, мотивами его деятельности, культурой, проявляющейся в ре- чи, стилем общения, общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала, а также владением методикой преподавания предмета, способностью понимать и взаимодействовать с обучающимися, проявляя уважение к ним. Профессиональная компетентность – это ещё и профессионально-значимые личностные качества. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов разрушает всю систему и уменьшает эффек- тивность деятельности педагога. Разные подходы к определению сущности профессиональной компе- тентности объясняются тем, что данное понятие динамично и многогран- но. Его значение трансформируется в соответствии с изменениями, проис- ходящими в обществе, образовании и рассматривается под разными угла- ми зрения. Итак, под профессиональной компетентностью учителя понимают инте- гральную характеристику, определяющую способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возни- кающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использо- ванием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и на- клонностей (Козырев В. А., Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. и др.) [5]. Таким образом, новая образовательно-педагогическая парадигма твор- ческого образования строится на основе профессиональной компетентно- сти, комплексного понятия, которое объединяет знание (общие, предмет- ные и специальные), навыки и умения осуществления профессиональной деятельности, профессиональный и жизненный опыт; качество личности, а также творческую самореализацию личности в профессиональном плане. Важной особенностью профессиональной компетентности специали- ста является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориенти- рована на будущее. При этом важную роль играет контекст, в котором про- является компетентность. Как отмечают исследователи, природа компе- тентности такова, что она может проявляться только в органическом един- стве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личной заинте- ресованности в данном виде деятельности [6]. При таком подходе важно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=