ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

167 граф Турбин морально вовсе не был похож на отца. Даже и тени в нем не было тех буйных и страстных наклонностей прошлого века». Анализ лексического состава текста показывает, что основной доми- нантой в характере Турбина – старшего становится импульсивность, безу- держность, сила и цельность натуры. В какой-то мере графу присущ и эго- изм, но его эгоизм привлекателен своей непосредственностью и естествен- ностью. Толстой любуется красивой наружностью Турбина, его весельем и, как ни странно, эгоизмом. Турбин – сын действует согласно кодексу практического человека. Эгоизм Турбина – младшего становится доминантой в его характере; эго- изм Турбина – сына отталкивает своей расчетливостью и неизбежным при этом цинизмом, он неестественен и некрасив. Словесное описание образа Турбина – младшего завершается и определяется концептуально значимой языковой формой, произнесенной сослуживцем Турбина Полозовым: «Граф Турбин! Вы подлец!» Во время работы над повестью Толстой размышляет: «Одно из глав- ных зол… есть вера в прошедшее. Перевороты… исторические необходи- мы». Привлекая к исследованию размышления Толстого, которые следуют отнести к предтекстовым пресуппозициям, мы обнаруживаем одно из ос- новных теоретических положений, составляющих индивидуально-автор- скую концепцию писателя: в любую эпоху есть и хорошее, и дурное: и то и другое было всегда, поэтому и пагубна вера в прошедшее. Размышления Толстого получают художественное воплощение в по- вести. В этом смысле очень важную толь играют второстепенные персо- нажи, которые представляют периферийную зону концептосферы произ- ведения. Они способны чувствовать и сочувствовать. Наиболее совер- шенно это выражено в образе деревенской барышни Лизы, чей характер для Толстого идеален. Деятельность, чистосердечие, довольство настоя- щим и поиск счастья – вот добродетели, которыми Толстой наделяет Ли- зу. Основные принципы ее характера и ее жизни раскрываются через эмоциональные внутренние монологи и авторские комментарии: «Госпо- ди боже мой!.. неужели я даром потеряла счастье и молодость, и уже не будет… никогда не будет…». «Нет, это неправда… вздор все, что я ду- маю, и не надо отчаиваться». Веселость, открытость, согласие с миром, слияние с природой – это добродетели, к которым стремился сам Тол- стой. Это одна из причин, по которым образ Лизы создается авторскими интенциями: «Опять с новым наслаждением вся душа ее обновилась этим таинственным соединением с природой, которая так спокойно и светло раскинулась перед ней… Какое-то томительное сладкое чувство грусти сдавило ей грудь, и слезы чистой широкой любви, жаждущей удовлетво- рения, хорошие, утешительные слезы налились в глаза ее». Такой герой в основе своей противоположен типу Турбинных и фактически не под- вержен влияниям времени.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=