ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
166 ли человеческой натуры и люди были естественны в своих проявлениях и чужды расчетливости. Непосредственно в тексте установка автора представлена рядом одно- родных атрибутов, отражающих приметы времени: «В те далекие време- на,– говорит Толстой,– не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света… ни разочарованных юношей… ни либе- ральных философов-женщин…» (Л. Н. Толстой, т. 3, с. 145). Ключевые слова повести «Два гусара» вынесены в сильную позицию текста – в пози- цию заглавия, что подчеркивает их концептуальную значимость. В центре внимания – два гусара, отец и сын Турбины. Турбин – старший – гусар старого времени, Турбин – младший – сын нового времени, нового века. Противопоставляя в тексте два образа – образ отца и образ сына – Толстой показывает те изменения, которые происходят в самом дворянстве, его деградацию, духовное вырождение, меркантиль- ные устремления. Об этом говорят лексемы и конструкции, парадигмати- ческие и синтагматические сопряженные с ключевыми словами: Турбин – старший «отлично, красиво сложен», «глаза ясно-голубые и чрезвычайно блестящие», «темно-русые волосы придавали его красоте замечательный характер», «граф затмил своим искусством танцевать трех лучших танцо- ров губернии», ради любимой женщины он готов «стать на голову», «за- кричать петухом», «выскочить в окно» или «броситься в прорубь». Он проиграл в карты большую сумму денег. Турбин – старший показан Тол- стым безалаберным и нерасчетливым, совершенно в духе своего «наивно- го» времени. Таким образом, концептосфера, которая формируется вокруг графа Турбина, может быть охарактеризована через предикаты- непосред- ственность, благородство, непредсказуемость, отсутствие расчетливости. Но в структуре образа графа Турбина участвуют микроконтексты, отра- жающие и отрицательные стороны его характера: «Эй, прибью! – крикнул граф таким голосом, что стекла задрожали в окнах», «очутившись в чужом номере, граф Федор Иванович вольготно устраивается на чужой постели, задрав ноги на перегородку». Толстой не идеализирует Федора Турбина, упоминая о том, какой конец постиг графа: «он был убит на дуэли с каким- то иностранцем». В процессе языкового анализа повести можно выделить и вторую концептосферу, формирующую вокруг образа Турбина – младшего. В ее структурировании участвуют следующие лексические и синтаксические репрезентации: как пишет Толстой «его отличали благоразумие», «преду- смотрительность», «практический взгляд на людей и обстоятельства», «по службе шел он славно» (лексема «славно» преображает в данном контексте значение – быстро, успешно), «решил, что выгоднее перейти в действую- щую армию». Позиция Толстого по отношению к Турбину – младшему от- четлива и ясна: Турбин – сын – человек практичный, сын своей расчетли- вой эпохи. Авторская интенция выражена в тексте эксплицитно: «Молодой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=