ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
165 С. В. Разживина Тула, Россия ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРА И ЕЕ ЯЗЫКОВЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДВА ГУСАРА» В художественном тексте всегда заложен смысловой заряд, сила воз- действия которого не ограничена местом и временем, так как содержание художественного текста не замкнуто и относительно бесконечно. Об этом свидетельствует тот факт, что великие произведения искусства не утрачи- вают актуальности многие века. По мнению ряда исследователей текста, смысл литературного произведения возникает из суммы контекстов. В ху- дожественном тексте обнаруживается целая иерархия семантических сла- гаемых, текст существует как иерархическое единство, разбивающееся на более дробные составные части. Вершину иерархии семантических компо- нентов составляет индивидуально-авторская концепция мира, так как лю- бое произведение представляет собой субъективный образ объективной действительности. Индивидуально-авторская концепция литературного текста традицион- но считается предметом литературоведения и эстетики. Лингвистика долгое время ограничивалась интерпретацией стилистического использования в тек- сте языковых единиц, не поднимаясь до высот его концепции. Поворот лин- гвистики к целостному тексту как объекту исследования ставит ученых перед необходимостью исследования концептуального смысла текста. На значимость концептуального пространства для любого развитого национального языка и роль произведений литературы в его развитии и обогащении указывал Д. С. Лихачев: «Богатство языка определяется не только богатством словарного запаса и грамматическими возможностями, но и богатством концептуального мира, концептуальной сферы, носителем которой является язык человека и его нации» (Лихачев, 1993, с. 8). «Кон- цептуальная сфера, в которой живет любой национальный язык, постоянно обогащается, если есть достойная его литература» (Там же, с. 9). Таким образом, индивидуально-авторская концепция писателя являет- ся основой когнитивной структуры его произведения. Моделирование структуры авторской концептосферы, языковые способы ее репрезентации позволяет рассмотреть материал повести Л. Н. Толстого «Два гусара». Для этого необходимо обратить внимание на предтекстовые пресуппозиции, важные для формирования концептуального пространства текста, а имен- но – время создания произведения. «Два гусара» – произведение, написан- ное в 1856 году, возникает на генеральном пути становления творческой мысли Толстого. В «Двух гусарах» отражены 1800-е годы, которые пред- стают как время, когда пагубные последствия цивилизации еще не искази-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=