ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

160 ствует; частные, индивидуалистические интересы принесены в жертву ин- тересам общим. Общинное начало – цементирующая основа и у Толстого, отрицающего государство с христианско-анархической точки зрения [4]. Особенно важна в утопических идеях Толстого тема свободы, отсут- ствие насилия, принуждения. «Будущность России – казачество: свобода, равенство и обязательная военная служба каждого» (47, 204), – записал в дневнике Толстой в 1857 г. Впоследствии казацкий идеал свободных, вооруженных и готовых отстаивать свою жизнь людей был заменен на идеал не противящихся злу свободных общинников-земледельцев. Одна из главных основ утопизма позднего Толстого – свободный труд. Это отра- жено в «Сказке об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тара- се-брюхане и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертеня- тах» (25, 115–138). Царь Иван и его подданные работают на земле, при- знают только физический труд (интеллектуальный труд в толстовской сказке жестоко высмеивается), не участвуют в военных конфликтах и не противятся злу насилием, не имеют товарно-денежных отношений и, как следствие, социального расслоения. При этом они не похожи на первобыт- ных дикарей, предпочитают мыслить разумно, не просто верят в оконча- тельное торжество добра и справедливости, но и предпочитают в настоя- щем времени, здесь и сейчас жить в этом справедливом миропорядке. Эта сказка является, пожалуй, единственным опытом художественного изоб- ражения утопической картины в произведениях Толстого. Написана она в 1885 году, как раз накануне образования первых толстовских коммун. Именно идея свободного земледельческого труда была положена в основу существования этих коммун, функционировавших в общей сложности около пятидесяти лет. Конечно, идеал Толстого – отказ от всякой собственности, даже кол- лективной, от всякого стремления к обладанию и желания защитить собст- венность. С этой точки зрения не только частная собственность на землю, но и общинное землепользование является неким отходом от идеала. От- ношение Толстого к общинному началу весьма показательно. Он никогда не идеализировал общинный быт, акцентируя внимание на нравственных усилиях членов коллектива. Таким образом, осуществление идеала стано- вилось залогом успешной внутренней работы над собой. Эта особенность толстовского подхода хорошо отражена в статье В. Г. Черткова «Отноше- ние Л. Н. Толстого к земледельческим колониям (по неизданным письмам Толстого)» [5]. Толстой с некоторым недоверием, а иногда с иронией относился к толстовству, ибо не считал себя учителем, пророком, основателем нового течения, полагая, что он всего лишь очистил от обрядов и суеверий учение Христа. Любые предложения создать цементирующие толстовство органи- зационные структуры встречали решительный отказ мыслителя. Между тем, многие толстовцы были идейно ему близки, считались его друзьями;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=