ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

16 ний и навыков акцент в обучении переносится на создание условий для го- товности личности к выработке собственных «разрешающих мер» для при- обретения знаний, умений и опыта, а также для ориентации в беспреце- дентных социокультурных и профессиональных ситуациях [1]. Следовательно, образование в современном обществе рассматривает- ся как процесс, направленный на раскрытие творческого потенциала лич- ности во всех сферах ее возможной деятельности, на саморазвитие лично- сти и на расширение возможностей компетентного выбора человеком сво- его жизненного пути. В условиях современной России, когда произошло признание челове- ка как субъекта с его активным творческим началом, способным структу- рировать субъект реальности себя и мира для организации и планирования своих действий, идея непрерывного образования и повышения его качества приобретает особую остроту. Высокие требования предъявляются к качеству профессиональной подготовки, которая помогает человеку в приобретении знаний, умений и опыта для организации своих действий как особой реальности, связанной с этими действиями, его целями и ценностями. В качестве ключевой задачи профессионального образования в нас- тоящее время рассматривают формирование такой комплексной структуры как профессиональная компетентность. Применительно к профессиональному обучению о компетентности специалиста как педагогической проблеме заговорили лишь в 90-х годах ХХ столетия. Анализ современных исследовательских подходов к содержанию по- нятия «профессиональная компетентность» педагога показал, что данная проблема активно изучается в настоящее время отечественными и зару- бежными учеными, вкладывающими в его трактовку различный смысл. Так, например, Е. В. Бондаревская связывает феномен профессио- нальной компетентности с понятием «педагогическая культура», являю- щийся его базовым компонентом, способствующим формированию спе- циалиста высокой культуры, а не «ремесленника в образовании» [2]. По мнению Б. С. Гершунского, профессиональная компетентность представ- ляет собой некий уровень, степень, качественный и результативный пока- затель сформированности профессиональных знаний, навыков владения предметом и умения их реализации в деятельности, то есть «уровень собст- венного профессионального образования» [3]. А. К. Маркова рассматрива- ет профессиональную компетентность как «психическое состояние, позво- ляющее действовать самостоятельно и ответственно». Профессиональная компетентность может быть представлена и как система, включающая в себя аспекты философского, психологического, социологического, культурологического личностного порядка (Т. Г. Браже, Н. И. Запрудский). Горчакова-Сибирская М. П. рассматривает профессио-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=