ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

159 На седьмом-восьмом десятке лет Толстой часто получал письма от желающих изменить свою жизнь, оставить службу, поселиться в деревне и пр. И всегда отвечал, что не надо ничего менять, не надо начинать с того, чтобы менять, ибо в подобном случае, когда изменение делается под влия- нием совета Льва Толстого, устройство жизни (чисто внешний процесс) становится на место внутренних душевных движений, которым не требу- ется ничей совет. В утопических представлениях Толстого теснейшим образом перепле- тены религиозно-нравственные, общественно-политические и социально- экономические воззрения. Толстой прежде всего религиозный мыслитель, верящий в оконча- тельную победу добра над злом в душах людей, и именно религиозная со- ставляющая в его утопических построениях самая значительная. При этом он совершенно чужд теократических построений, любых организованных государственных или религиозных форм. Религиозный элемент, являю- щийся главным, системообразующим в толстовской утопии, тесно связан с философией ненасилия, отрицания какого-либо принуждения. Нравст- венные идеи Толстого, его радикальное отрицание зла и насилия нашего мира, требование искоренить зло здесь и сейчас явились питательной ос- новой его утопических построений. В отличие от ортодоксальной христи- анской традиции, ориентированной на Царство Божие на небесах из-за принципиальной невозможности достичь его в отравленной первородным грехом земной жизни, Толстой верит в построение этого Царства на земле в том случае, если люди будут соблюдать христианские заповеди. Именно христианство является идейной основой толстовской «утопии», толстов- ская трактовка христианства, христианских заповедей создает предпосыл- ку для создания общества на совершенно новых основах. Что же это за основы? 1) Отрицание всякого насилия в личной и общественной жизни, вла- сти человека над человеком, насильственного разрешения личных и обще- ственных конфликтов, всех общественных институтов, осуществляющих насилие. 2) Отрицание социального неравенства, частной собственности, то- варно-денежных отношений. 3) Признание сельскохозяйственного труда, связанного с добычей пропитания, основным и обязательным для каждого человека. 4) Перестройка на христианских основах науки, образования, культу- ры, быта людей. В утопиях по-разному описывается роль государства. Где-то (как, на- пример, у Кампанеллы в «Городе Солнца») государство стоит над гражда- нами, выполняет почти тоталитарную функцию. Где-то государство заме- нено общественными институтами (например, идея фаланстеров Ш. Фу- рье). Но в большей части утопий коллективное, общинное начало господ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=