ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
158 ность Толстого, отрыв толстовских идей и терминологии от «историческо- го опыта борьбы за социальный прогресс» [3]. Между тем, до сих пор в ли- тературе отсутствуют оценки характера утопии Толстого, особенностей и взаимосвязи религиозных, социальных и политических элементов утопи- ческих воззрений писателя. Как ни парадоксально, картина идеального общественного устройства почти отсутствует в толстовских произведениях, ибо создание неких орга- низационных форм, стремление осуществить мечту о лучшем будущем че- ловечества казалось Толстому искусственным и противоречащим принци- пу жить в настоящем. Радикальность взглядов, стремление до основания разрушить мир зла и неправды не сопровождается описанием картины бу- дущего общественного устройства, ибо Толстой прекрасно понимал, что любой социальный проект обречен на провал. Единственный путь из- менения общества – изменение личности, духовное преображение лично- сти. Иной путь он связывал с соблазном деятельности, внешнего измене- ния жизни. Здесь сказался толстовский приоритет внутренних изменений перед внешними. Толстой постоянно верил в окончательную победу на практике испо- ведуемых им ценностей. Эта вера отражена во многих его произведениях. Однако полностью реконструировать особенности идеального толстовско- го миропорядка вряд ли возможно. Дело в том, что его подход к этой про- блеме, как и у многих величайших мудрецов, исключительно апофатичен: он не дает точных и совершенных рецептов построения светлого будуще- го, а, скорее, больше критикует те недостатки современного строя, устра- нение которых и позволит надеяться на улучшение общественных отноше- ний. Утопическая картина в представлении Толстого – некий идеал, к ко- торому надо стремиться; когда и как он осуществится на практике – нам знать не дано, важно лишь избегать дурного – того, что может помешать осуществлению этого идеала. Толстой здесь верен принципу «недеяния», «не-строительства». Он крайне редко изображает в своих произведениях картины идеального общинного быта и землепользования прежде всего потому, что создание таких картин (далеких от реальной жизни, полной противоречий, сложностей, конфликтов и пр.) – это, своего рода, подчине- ние соблазну устроительства. Процесс формирования нового общества, с толстовской точки зрения, благой лишь в своей естественности, органич- ности, в противном же случае все постройки будут разрушены как Вави- лонская башня, а идеальный общественный строй так и останется «утопи- ей» – «местом, которого нет». Искусственным процессам строительства, устройства чего-либо про- тивопоставляются процессы естественные, связанные больше с рождением истины. Процесс рождения не может не быть благим, если посажены доб- рые семена. Отсюда выводится и основная задача человека – стремиться душой к добру и не задумываться о плодах, результатах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=