ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

157 Ю. В. Прокопчук Москва, Россия ПРИЗРАК УТОПИИ Утопические элементы толстовского мировоззрения Утопические идеи [1] являются неотъемлемой частью существовав- ших в мировой религиозной, общественно-политической мысли конструк- ций. Причем отнюдь не всегда они связывались с будущим идеальным об- щественным устройством. Иногда картину утопии относили к давно про- шедшему времени. Например, предание о существовавшем при общинном строе «золотом веке» имеется в культурах многих стран и регионов мира. Присутствовали утопические элементы в идеологии ранних христиан, средневековых еретиков – катаров, альбигойцев, таборитов и др. Попытку создания модели идеального общества предпринимали Т. Мор в «Утопии» (1516) и Ф. Кампанелла в «Городе Солнца» (1602). Идеи общности иму- ществ отразились у французских коммунистов-утопистов XVII–XVIII ве- ков (Ж. Мелье, Г. Мабли, Н. Морелли). Утопизм присутствует в распро- страненной в Новое время идее «вечного мира» между народами. Наконец, более основательное изложение утопические идеи получили в трудах со- циалистов-утопистов XVIII–XIX веков – Ш. Фурье, Р. Оуэна, А. Сен-Си- мона. В XIX–XX веках в литературе получил распространение жанр «уто- пии», а также «антиутопии» (Д. Оруэлл, О. Хаксли и др.). Л. Н. Толстой воспринимал общественные реалии через призму стремления к высшему идеалу; как следствие, осуществлял корректировку человеческих поступков в соответствии с этим стремлением. Думается, любой читатель его философских, публицистических работ согласится с тем, что оценки утопичности основ общественно-политических, эконо- мических взглядов Толстого являются вполне закономерными. Аргументов здесь немало, например: человеческой природе всегда были присущи на- силие и агрессия, поэтому ненасильственные идеи никогда не смогут быть положены в основу общественного устройства; толстовские взгляды анти- историчны, они не учитывают объективные реалии общественной жизни, исторического развития; наконец, один из главных аргументов в пользу утопичности – тот, что в толстовском движении почти полностью отсутст- вуют сколь-либо существенные организационные формы, поэтому взгляды Толстого трудно реализовать на практике. Утопические идеи, которые являются отражением вечного устремле- ния Толстого к светлому идеалу мира, добра, счастья, всегда присутство- вали в его творчестве. Исследование этой темы – задача, при кажущейся очевидности, чрезвычайно непростая. Уже подчеркивалась связь утопиче- ских представлений Толстого «с его главной мыслью о необходимости нравственного совершенствования человека и общества» [2], внеисторич-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=