ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
150 (...) или, наконец, каким-нибудь дивом научил меня кто-нибудь в это мгновение средней истории, которой я до сих пор еще не знал ни аза, и в закружившейся голове моей замелькали турниры, паладины, герои, прекрасные дамы, слаба и победители, послышались трубы герольдов, зву- ки шпаг, крики и плески толпы, и между всеми этими криками один роб- кий крик одного испуганного сердца, который нежит гордую душу слаще победы и славы,– уже не знаю, случился ли тогда весь этот вздор в голове моей или, толковее, предчувствие этого еще грядущего и неизбежного вздора, но только я услышал, что бьет мой час. Сердце мое вспрыгнуло, дрогнуло, и сам уж не помню, как в один прыжок соскочил я с крыльца и очутился подле Танкреда (2: 285). Героем этого рассказа является не сын случайного семейства после- реформенной эпохи, а мальчик из помещичьего круга той эпохи, когда, по словам самого Достоевского, строгий нравственный уклад дворянского семейства оберегал бы детей от опасного воздействия фантазии. В про- изведениях Достоевского дети, независимо от происхождения и эпохи, в большой степени подвержены порыву воображения, который рассеивает- ся в свое время и часто приводит детей к губительным действиям. Недаром в ряде статей писатель обращается к воспитателям и родителям с преду- преждением, требуя особой осторожности и внимания к этому опасному потенциалу. В основе этого подхода Достоевского к проблеме детского во- ображения лежит другой вариант педагогико-антропологтческий взгляда. Заключение Сопоставляя психологические описания детей в творчестве двух писа- телей, мы отмечаем полемичность между двумя педагогическими взгляда- ми. Нам не стоит прямо доверять упрощенной формулировке Достоевско- го, согласно которой якобы изображение детской души Толстого – истори- ка дворянского семейства старого времени – мало актуально для другого социального слоя и другого поколения. Перед нами скорее педагогическая полемика на тему детской психики, в значительной степени актуальная даже для нашего времени. Пройдя через ряд катастроф и трагических со- бытий 20-го и 21-го веков, человечество сталкивается с коренным вопро- сом самопознания о том, какие опасные начала и положительные потен- циалы заключены внутри нас самых и какими способами мы можем обес- печить благополучное психологическое развитие будущего поколения. Оба писателя внимательно следили за психологическими проблемами совре- менных им детей и страстно искали свои варианты ответа, и их косвенная педагогическая полемика наталкивает нас на осмысление вопроса, далеко не закрытого и актуального и для нашего общества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=