ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

15 К. Ю. Брешковская Тула, Россия ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Л. Н. ТОЛСТОГО ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Насколько отвечает запросам XXI столетия педагогическое наследие Л. Н. Толстого в таких самых актуальных вопросах как новая гуманизация научного знания о человеке и построение на этой основе моделей разви- вающего образования. Это в свою очередь связано с вкладом Л. Н. Толсто- го в развитие профессионально-педагогического сознания и условий пере- дачи опыта старшего поколения младшему. Только сейчас, спустя сто лет после смерти писателя мы более реалис- тично начинаем понимать значение внимания Л. Н. Толстого к ценностно- смысловым аспектам образования и развитию «духовных начал» жизни человека. В педагогическом наследии Л. Н. Толстого просматривается ви- дение им роли учителя, преподавателя, вносящего смысл в окружающую его образовательную среду. И совершенно естественно, что нас волнует, насколько применим опыт Л. Н. Толстого в подготовке современных учителей. Известно, что ведущие тенденции демократизации и гуманизации образования связаны с понятием компетентностного подхода, на основе которого цели образо- вания определяются через понятие компетентности, как учащегося, так и учителя. Казалось бы, как можно найти ответ на такую прагматическую постановку вопроса у Л. Н. Толстого. Однако, именно педагогическое наследие и личный педагогический опыт писателя свидетельствует о том, что мы можем найти ответы на са- мые актуальные запросы времени и не совершить ошибок прямого заимст- вования идей европейского сообщества без учета ценностно-смысловых аспектов образования и, в частности, в подготовке современных учителей. Педагогика Л. Н. Толстого оказалась способной ответить на такие вызо- вы XXI столетия как профессиональная компетентность педагога и все ее со- ставляющие (в том числе онтологическую, нравственно-этическую), которые были ориентированы на развитие рефлексивных способностей учащихся и подготовке их к решению самых разнообразных жизненных задач. Новая образовательно-педагогическая формация творческого образо- вания связана с ориентацией на воспроизводство качества человека как гармоничной, всесторонне развитой, универсально целостной творческой личности, способной решать все более сложные задачи постиндустриаль- ного общества. Задачей прогрессивного развития становится «креативное образование». Это означает, что вместо передачи профессионально-образо- вательного наследия в виде логически завершенной системы знаний, уме-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=