ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

149 ваюсь саблей и убиваю одной, другой взмах – убиваю другого, третьего. Наконец, в изнурении от ран и усталости, я падаю на землю и кричу: “По- беда!” Генерал подъезжает ко мне и спрашивает: “Где он – наш спаси- тель?” Ему указывают на меня, он бросается мне на шею и с радостными слезами кричит: “Победа!”» (6). Автора «Детства» интересует скорее процесс того, как одна мысль воз- никает в детской душе и исчезает, уступая место другой мысли. Он не ставит себе задачу довести одну мысль до ее предела и не видит в детской душе склонности к такому предельному углублению фантазии. Здесь важно вспомнить слова Чернышевского в известной статье о Толстом: «Особен- ность графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс (...)» (7). Взгляд Ф. М. Достоевского на детское воображение Если автора «Детства» интересует в основном процесс воображения, то Достоевского в большей степени интересует или скорее волнует резуль- тат, к которому приводит безудержный порыв детского воображения. Нам стоит более подробно рассмотреть то, как писатель по-своему восстанавливает ход события самоубийства мальчика в статье «Именин- ник». Поводом для размышления над этим случаем стало письмо от некого К-ва, где подробно описывается ход события. Автор письма видит причину самоубийства в строгом наказании и несправедливой системе оценки в школе и обращается к Федору Михайловичу со следующими словами: «Не слишком ли много придается значения – двойкам, единицам, золотым и красным дос- кам, на гвоздях от которых вешаются воспитанники?» (25: 34). Все-таки, рассматривая событие, писатель по-другому объясняет при- чину самоубийства. По его мнению, «Без сомнения, именинник Миша убил себя не от злости и не от страху только. Оба чувства эти – и злость, и болезненная трусливость – слишком просты и скорее всего нашли бы ис- ход сами в себе» (Там же). Достоевский предполагает в детской душе склонность к опасному порыву воображения и в нем видит основную при- чину всяких экстремальных поступков. По сути дела, никто не может окончательно установить настоящую причину самоубийства этого мальчи- ка. В анализе, предлагаемом Достоевским, мы видим не столько настоя- щую причину самоубийства, сколько склонность самого писателя к подоб- ному объяснению психологии детей. В ряде художественных произведений он описывает то, как внезап- ный порыв воображения наталкивает детей на непредсказуемый и порой даже опасный поступок. Мы можем найти один из самых ярких примеров подобного психологического изображения в Рассказе «Маленький герой»: в эмоциональном порыве, воображая себя героем средневековой истории, мальчик садится на непослушную лошадь, от которой отказался даже са- мый опытный ездок.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=