ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

148 ки лежит не столько разница социального происхождения или поколения героев, сколько разница психологических взглядов самых писателей. Что- бы проникнуть в сущность этих двух педагогических взглядов, нам необ- ходимо рассмотреть конкретные сцены с изображением детской фантазии в их сочинениях. Взгляд Л. Н. Толстого на детское воображение Внимательно рассматривая психологический этюд автора «Детства», Достоевский видит там нечто чуждое своей версии детской психологии. Писа- тель сам подчеркивает исторические и социальные факторы, но на самом деле на наш взгляд Достоевского до конца не устраивал именно стиль воспроизве- дения детского воображения у Толстого. В выше процитированной статье Фе- дор Михайлович, подчеркивая самый важный для себя момент, пересказывает сцену, описывающую детское воображение, следующим образом: «Чувствуя себя погибшим, и уже навеки, мальчик начинает мечтать: вот он бежал из дому, вот он поступает в армию, на сражении он убивает множество турок и падает от ран. Победа! где наш спаситель, кричат все, целуют и обнимают его. Вот он уже в Москве, он идет по Тверскому буль- вару с подвязанной рукой, его встречает государь... И вдруг мысль, что дверь отворится и войдет гувернер с розгами, рассеивает эти мечты, как пыль . Начинаются другие».(25: 32) (курсив мой.– О. Р .). В данном пересказе автор статьи подчеркивает недолгую продолжи- тельность мечты Николеньки. У него первый фрагмент мечты внезапно исчезает и сразу переходит к новой теме, и в результате такой кратковре- менности воображения мальчик не подвергается болезненному углубле- нию фантазии, которое по мнению Достоевского порой приводит детей со- временного ему общества к опасным поступкам. Отмечая подобный харак- тер психологического изображения у Толстого, Евсеева пишет: «Усиливающееся эмоциональное напряжение не может быть продол- жительным, наступает депрессия, которая приводит к отвлечению внима- ния различными раздражителями(...)» (5). Описывая детскую фантазию с необыкновенной живостью, тем не ме- нее, он не доводит воображение детей до того опасного момента взрыва, который характерен для детских эпизодов в романах и публицистике Дос- тоевского. В основе этого подхода Толстого к теме детского воображения лежит его педагогико-антропологический взгляд. Как педагог, Лев Нико- лаевич видит в детской душе относительно спокойное и целесообразное направление. В этом целесообразном процессе душевного развития детей фантазия представляет собой некое мимолетное лирическое отступление, которое свидетельствует о богатстве поэтических образов в душе детей. Посмотрим фрагмент мечты Николеньки: «То я воображаю себя уже на свободе, вне нашего дома. Я поступаю в гусары и иду на войну. Со всех сторон на меня несутся враги, я размахи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=