ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

145 звать Богом открытый им безликий закон жизни, который должен дать благо жизни» 1 . С. Н. Булгаков тоже считал Толстого «беспримесным пред- ставителем просветительского рационализма». По его мнению, духовная, творческая деятельность Толстого зависит в поздний период от процесса поглощения художника религиозной личностью. Отец Сергий усматри- вал в этом пути непреходящий религиозный смысл. Главный нерв и пафос проповеди толстого С. Н. Булгаков видел «в радости пути и радости созна- ния, как много этого пути осталось». Но художественная проверка учения о самоспасении, проведенная писателем в повестях «Дьявол» и «Отец Cергий», являла, по мнению философа, совсем иное: она «приводит к про- клятию жизни, отвержению мира как царства дьявола и к самоубийст- ву как единственно достойному выходу» 2 . Виною всему, как считает Бул- гаков, служит вера Толстого в возможность самостоятельной победы че- ловека над грехом и похотью, победы без помощи благодати, подавае- мой церковью. Уже наш беглый обзор показывает, что каждому из толкователей тол- стовского феномена свойственно или создание некоего идеального образа Льва Толстого, или обращение к нему как к примеру, необходимому для обоснования собственных философских, религиозно-нравственных, этиче- ских концепций. Этим и объясняется столь большая амплитуда колебаний в его оценке. Этот факт демонстрирует, насколько необъятен гений Тол- стого. По-видимому, тайны жизни и творчества писателя будут привлекать еще не одно поколение исследователей 1 Бердяев Н. А. Лев Толстой / Н. А. Бердяев // Н. А. Бердяев о русской философии.– Свердловск, 1991.– С. 42. 2 Булгаков С. Н. Человекобог и человекозверь // С. Н. Булгаков // Соч.: В 2 т.– М., 1993.– С. 468.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=