ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

142 внешним началам, стал рабом внешних начал, быв перед тем их влады- кой» 1 . Смерть могла быть преодолена только силою божественной, через Богочеловека. «Для победы над смертью надо, чтобы она была явлена до конца и до глубины, то есть не только как всеобщая смерть, от которой никто не мо- жет уклониться, но и как Христова»,– заключает С. Булгаков, рассматри- вая смерть в свете учения о Софии. Основную истину «софиологии смер- ти» о. Сергий видит в том, что «она является вратами бессмертия. Смерть, именно смерть Христова, и с нею и в ней смерть величественная, раскры- вается в этом свете как необходимое, а потому и благодатное и радостное событие в софиении мира…» Смерть необходима для всего человечества, утверждает он, поскольку только она обновляет лицо мира, осуществля- ет его преображение, «транценсус к новому бытию, новому миру и новой земле… Смерть есть выход из падшего мира ради возвращения в мир обновленный» 2 . Смерть в соответствии с христианскими представлениями мыслится как разделение духа и тела: «Дух, после мучительнейшего отрыва от тела, отдается в удел загробному состоянию во всей его ущербности, тело же предается тлению, сохраняя, однако, в себе жизненную силу для воскресе- ния, и в связи с ним бессмертия» 3 . «Распад тела не есть гибель телесности человека, не есть развоплощение,– так обосновывает духовный парадокс христианства В. В. Зеньковский,– бессмертие телесно-душевного состава человека – вот глубочайшая метафизическая идея христианства, одинаково важная и для понимания человека, и для понимания смерти. Не все в те- лесной оболочке человека, очевидно, погибает со смертью» 4 . Мы подошли к ядру эсхатологической концепции христианства. Тол- стой, конечно, полемически заострял свою позицию, когда отвечал на по- становление святого Синода об его отлучении: «…сказано, что я отвергаю Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицаю Господа Иисуса Христа, Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, отрицаю бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы. То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, ис- торию о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо, если разуметь жизнь загробную в смысле второго пришествия, ада с вечными мучениями, дьяволами и рая – посто- янного блаженства, то я не признаю такой загробной жизни» 5 . Но в отно- 1 Зеньковский В. В. Основы христианской философии / В. В. Зеньковский.– М., 1996.– С. 264. 2 Булгаков С. Н. Софиология смерти / С. Н. Булгаков // Булгаков С. Н. Тихие думы.– М., 1996.– С. 304–305. 3 Там же.– С. 278. 4 Зеньковский В. В. Единство личности и проблема перевоплощения / В. В. Зеньковский // Человек.– 1993.– № 4.– С. 76. 5 Толстой Л. Н. Ответ на определение Синода… / Л. Н. Толстой // Полн. собр. соч.: В 90 т. Юбил. изд.– Т. 34.– С. 248.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=