ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

141 человечества. Любопытно, что повесть «Смерть Ивана Ильича» ученый воспринял как свидетельство о начале сдвига в общественном сознании в отношении к смерти. По его мнению, Толстой открыл «ставшее отныне банальным чувство неприличности смерти». Прослеживая этапы умирания толстовского героя, Арьес заключает: «Формируется новый образ смерти: смерть безобразная и спрятанная. Ее прячут именно потому, что она грязна и безобразна» 1 . От этого нового образа представления о смерти неотдели- мы ложь, которая окутывает умирающего, и его одиночество перед смер- тью, и перенесение смертельной болезни в мир медицины и «специализи- рованного милосердия». Все это, по мнению французского исследователя, уже есть в повести Толстого, которая становится как бы наглядной иллю- страцией «перевернутого» образа смерти. «Приручить» смерть способен только человек с религиозным типом сознания. По словам исследователя истории религий М. Элиаде, «религи- озный человек принимает для себя специфический способ существования в мире… Он всегда верит, что существует абсолютная реальность, свя- щенное, которое не только возвышается над этим миром, но и проявляется в нем и делает его реальным. Он верит, что жизнь имеет священные исто- ки…» 2 . Рождение, брак, смерть в десакрализованном мире становятся со- бытиями, затрагивающими лишь жизнь конкретного индивида и его семьи, они лишены той святости, какою обладают в религиозном сознании. Рели- гиозное восприятие бытия делает его открытым всеобщим ценностям, по- зволяющим человеку подняться над личными житейскими проблемами и войти в мир духовного, что дает ему возможность наполнить собствен- ное существование непреходящим смыслом и не страшиться смерти. Это назначение религии и привлекло Толстого, уже отчаявшегося определить смысл бытия. Духовно-нравственная мистерия умирания и смерти в религиозно- философском учении Толстого связана с предпринятым им пересмотром христианских представлений о природе человека в силу исключительного стремления мыслителя воспринимать христианство в позитивно-просвети- тельском смысле, как своего рода нормативный кодекс общечеловеческой направленности. В основе христианского учения о смерти лежат догматы о первородном грехе, путем которого смерть вошла в мир, и искупительной жертве Христа, благодаря которой совершилась победа над смертью в вос- кресении. Богом человеку была дарована жизнь, по «Премудрости Соломо- на», «Бог смерти не создал» (Премудрость Соломона 1, 13). Однако в силу дарованной Богом свободы человек поддался искусу «вкушения плода от добра и зла». «В этом глубоком символе,– пишет В. В. Зеньковский,– заключена вся трагедия человека – он пошел внешним путем для приобретения высшего ведения и тем подчинил себя именно 1 Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес.– М., 1992.– С. 463. 2 Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде.– М., 1994.– С. 126.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=