ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
140 общим интересом к категории смерти вообще, присущим философской и художественной мысли «серебряного» века. Его предшественником был Н. Федоров: он призывал к онтологической реформе, предлагая изъять смерть из мира и тем самым устранить главный ущерб бытия; сделать же это можно, осуществив тотальное воскрешение погибших поколений. Тема апокалипсиса культуры и конца времен объединяет работы Рафаила Со- ловьева («Философия смерти», 1906), В. Свенцицкого («Антихрист», 1908), Е. Трубецкого («Свобода и бессмертие», 1906), В. Розанова. Л. Шестов воспринимал смерть как издевательство над здравым смыслом («Открове- ние смерти», 1915); для Н. Бердяева она образует линию раскола бытия и человека на враждебные ипостаси. Затем категория смерти привлекает Л. Карсавина («Поэма о смерти», 1932). А. Мейера («Заметки о смысле мистерии. Жертва», 1933). И. Ильин православную дидактику смерти по- дает в традиционном аспекте достоинства личности. Особенностью рус- ской литературной и философской мысли начала века, по словам К. Г. Ису- пова, является подчеркнутое внимание к категории смерти и возникнове- ние «скульптурики смерти»: «успокоенная в “своем” пространстве, смерть позволяет обойти ее кругом, разглядеть с разных дистанций…» 1 . Затем в советское время в толстоведении следует весьма длительный, соответствующий атеистическому образу жизни всей страны период, когда религиозно-философская часть наследия Толстого практически не изуча- лась, а отбрасывалась и осуждалась как идеалистическая. Тот факт, что толстовская концепция жизни/смерти в это время не рассматривалась и на материале художественных произведений, не вызывает удивления. Он объ- ясняется, в частности, всеобщей тенденцией изгнания, вытеснения памяти о смерти из коллективного сознания, которую с начала 1960-х годов заме- чают самые разные аналитики: французский демограф и историк Филипп Арьес, американский врач Элизабет Кюблер-Росс, английский социолог Дж. Горер, ученый и писатель М. Элиаде. Советская идеология тоже стре- милась “отменить” смерть, не замечать ее разительного факта, что привело к заметным потерям даже на бытовом уровне. Изучение восприятия смерти коллективным сознанием народа и общества в России началось несколько позже – с середины 1980-х годов и особенно развернулось в нашу эпоху. Это работы И. Н. Трубникова, Э. В. Надточего, А. Я. Гуревича, А. Галкина, А. Лаврина и др. Подобный взрыв интереса к указанной проблеме в философии, социо- логии, медицине Ф. Арьес отмечает и во всем мире. Подобно тому, как не- сколько поколений назад считалось предосудительным говорить о сексе, так совсем недавно дело обстояло и с проблемой смерти, с ее неотмени- мым феноменом. Общество хотело бы вести себя так, как будто вообще никто не умирает и смерть индивида не пробивает никакой бреши в бытии 1 Исупов К. Г. Смерть «другого» / К. Г. Исупов // Бахтинология. Исследования, переводы, публикации.– СПб, 1995.– С. 108.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=