ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

139 свойственным людям в предстарческие годы, когда они ощущают всем своим не только духовным, но и плотским составом, что до сих пор шли в гору, а теперь начинают спускаться под гору» 1 . Современный исследова- тель И. И. Гарин, как видим, не очень оригинален, когда объясняет, что «смерть же – мысль о ней,– возможно, была причиной его перелома… Творчество последних лет жизни несет на себе отпечаток этой глубокой душевной трагедии старости – неразрешимости конфликта между любо- вью к жизни и ощущениями конца» 2 . О. Соина считает, что «антропологи- ческая тайна личности Толстого есть уникальный смысловой ключ ко все- му творчеству писателя в целом и в особенности к его этике, представ- ляющей единственный подлинный предмет миросозерцания в пафосе, сти- ле и жанровом своеобразии» 3 . Основываясь на изложенном, можно сказать, что изучение образно- смысловой оппозиции «жизнь» – «смерть» правомерно по отношению ко всем периодам творчества Толстого. Однако именно после «перелома» проблема жизни и смерти особенно актуализируется в сознании писателя, становясь предметом его пристрастного внимания. Именно она решается Толстым на страницах религиозно-философских работ, последовательной мыслью которых является убеждение в том, что неотразимая реаль- ность смерти обязывает человека либо отказаться от жизни, либо придать ей смысл, не уничтожаемый смертью. Поиски этого смысла руководят им и при создании нравственно-религиозного учения, и воплощаются в художественные образы. В этом – своеобразие эпохи 80-х в творчестве писателя. Оформление концепции жизни и смерти на религиозно- философском и художественном уровнях – одна из интереснейших про- блем, достойная глубокого изучения. Она связана и с вечной дилеммой – художник и мыслитель, и с взаимодействием различных методов и типов сознания – художественного и философского, образного и логического, и с открытием тайны толстовской личности. «Смерти нет»,– убеждает Толстой-мыслитель, но леденит душу нечеловеческий вопль умирающего Ивана Ильича, поскольку образно-смысловая структура художественного произведения вступает в противоречие с основными положениями религи- озно-философских трактатов. Литературу о Толстом рубежа веков и первых десятилетий XX столе- тия – работы Д. С. Мережковского, С. Н. Булгакова, Вл. Соловьева, Л. Шес- това, В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, П. Флоренского, И. А. Ильина и др. – отличает пристальный интерес к проблеме жизни/смерти. Причем у Толс- того авторов в равной мере привлекали и художественные, и философские произведения. Внимание к философии смерти Толстого в эти годы вызвано 1 Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский / Д. С. Мережковский // Мережковский Д. С. Л. Толс- той и Достоевский. Вечные спутники.– М., 1995.– С. 22. 2 Гарин И. И. Неизвестный Толстой / И. И. Гарин.– Харьков, 1993.– С. 195. 3 Соина О. Л. Толстой: парадоксы этического человекотворения / О. Соина // Человек.– 1996.– № 2.– С. 63.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=