ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

135 жэтнических конфликтов и нарастающего межнационального отчуждения» [Черкезова: 30]. Имя великого русского писателя тесно связано со столицей Респуб- лики Татарстан – Казанью, которая исторически соединяет две культуры: русскую (православную) и восточную (мусульманскую). Прадед Льва Николаевича Андрей Иванович Толстой в 1754–1759 годах служил в Ка- зани секунд-майором, здесь провел молодые годы дед Льва Николаевича Илья Андреевич, занимавший в 1815–1820 годах должность казанского губернатора. Неоднократно и подолгу проживал в Казани и отец писате- ля – Николай Ильич. Для получения образования молодой Толстой, наверное, не случайно выбирает Восточное отделение Казанского университета, где изучались арабский, татарский, персидский и другие языки тюркских народов. Известно, что в ежедневный досуг Л. Н. Толстого входило чтение двух великих книг – Библии и Корана – которые стимулировали его писа- тельский труд и давали импульс совершенствованию духовного опыта. Ве- ликий писатель в своем творчестве постоянно возвращался к теме жизни мусульманских народов и никогда не отказывался признаваться в своих симпатиях к исламу, о чем свидетельствуют отрывки дневниковых записей Толстого, записанные им в начале 1909 года: «Я всегда относился к маго- метанству с уважением. Магометанство, какое оно есть, в сравнении с цер- ковным учением гораздо выше» (8 февраля), «Магомет постоянно приво- дит Евангелие. Христа не признает богом и себя не выдает за Бога. У ма- гометан нет Бога, кроме Бога, и Магомет пророк его. Нет никаких догма- тов, никаких таинств. Что лучше: православие или магометанство? Для меня ясно, что магометанство лучше. Магометанство мне очень помогло» (13 марта) [Толстой, 2001: 380–384]. Известно, что Толстой активно переписывался с европейски образо- ванными мусульманами. Переписка началась в то время, когда Л. Н. Толс- той, по поводу отлучения его от православной церкви, написал свой «Ответ Св. Синоду», в котором подтвердил справедливость своего отлу- чения, искренне сознаваясь в своем отрицании хритсианского вероучения. Мусульмане-татары пишут ему письмо, о котором не только сочувствуют Толстому, но и признают основные его религиозные взгляды. Толстой от- вечает им: «Ваше согласие с главными пунктами моего верования, выраженными в ответе Синоду, очень мне было радостно. Я очень дорожу духовным общением с магометанами» [Коблов: 4]. До конца жизни роднила Л. Толстого с исламом его последовательная борьба за трезвый образ жизни.Поддерживая открытие в стране новых обществ трезвости, Толстой пишет из Ясной Поляны в апреле 1910 года: «Хотел бы сказать всем пьющим только одно: а именно то, что жизнь наша настоящая не в теле нашем, а в душе. А потому жить надо для души, надо первым делом всячески просвещать ее добрыми мыслями, добрыми

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=