ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
134 трагивает волновавшие его вопросы, связанные с пониманием различных сторон ислама и пророческой миссии пророка Мухаммеда. Он оспаривает мнение героя «Преступления и наказания» Раскольникова, считающего Мухаммеда жестоким Пророком, и доказательно убеждает, что Мухаммед и Христос – божьи посланники, не соперничающие друг с другом, а несу- щие одну спасительную миссию. Огромный внутренний смысл заложен в эпилоге романа, когда Раскольников стоит на берегу Иртыша и, вгляды- ваясь вдаль, думает об Аврааме как идеальном «общечеловеке» и настоя- щем духовном подвижнике, жившем когда-то в Палестине и заложившем каноны истинного единобожия [Достоевский, Т. 5: 572]. Именно в пости- жении этих канонов Раскольникову суждено утолить духовно-нравствен- ную жажду, которая его мучает. В «Идиоте» писатель, рассуждая о паду- чей болезни князя Мышкина (Достоевский сам был подвержен этому неду- гу), проводит параллель с беспокойным состоянием Пророка Мухаммеда, когда тому через архангела Джабраила являлись Откровения Всевышнего. Достоевский считал, что таким образом Бог отмечает тех, кому суждено выполнить Его волю [Достоевский, Т.6: 257]. «Сон смешного человека» – это сложная развернутая метафора некой синтетической религии (по за- мыслу автора, опирающейся на духовные ценности, открывшиеся Моисею, Иисусу и Мухаммеду), которая для непосвященных кажется смешной («над которой смеются»), но за которой будущее («Я иду проповедовать Истину, так как я ее видел») [Достоевский, Т.10: 440]. Герой рассказа одер- жим идеей устроить рай на земле, и путь к решению этой задачи ему ви- дится в евангельском правиле: «люби других как себя», что составляет этический стержень не только христианской, но и других монотеисти- ческих религий. Судьбы Востока, его народов и культур глубоко интересовали Турге- нева, Некрасова, Гончарова, Глеба Успенского, Щедрина, а позднее в еще большей мере Чехова, Короленко. Таким образом, «можно без преувеличе- ния сказать, что интерес к Востоку сопутствовал всей идейно-общественной и литературной жизни России XVIII–XIX вв.» [Шифман: 11]. Лев Николаевич Толстой, автор блестящих произведений о жизни му- сульманских народов России («Хаджи-Мурат», «Кавказский пленник», «Ильяс» и др.), детально знавший уклад и быт горцев, татар и башкир, их национальные и религиозные традиции, значительное внимание в своем творчестве уделил исламу. Вопросы нравственного совершенствования человека всегда осмыс- лялись Толстым сквозь призму духовных исканий и поисков. М. В. Черке- зова в методическом пособии «Литература и культура» пишет о гумани- стической направленности повести «Хаджи-Мурат», утверждающей воз- можность сближения, взаимопонимания между лучшими людьми каждо- го народа, несмотря на различия в культуре, обычаях, традициях. Это де- лает произведение «чрезвычайно актуальным в наше время, в период ме-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=