ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

133 заключена та огромная духовно-нравственная сила воздействия, которую испытывает читатель священной книги мусульман. Пушкин, как поэт, оце- нил выразительные возможности Корана и воспользовался этой формой в заключительных строках «Пророка», которые содержат прямую речь Бо- га, обращенную к пророку (поэту): …И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Стихотворения «Подражания Корану» и «Пророк» являются свиде- тельством глубины исторической интуиции великого русского поэта, уло- вившего родство двух воспринятых им традиций. Вокруг А. С. Пушкина образовалась и постоянно расширялась атмосфера диалога с Востоком. Поэт вовлекал в орбиту восточных интересов Вяземского, Рылеева, Чаа- даева, Бестужева, Дельвига и других своих друзей. Значительную роль восточной теме отдал и М. Ю. Лермонтов. В его творчестве большое место занимает фольклор кавказских (мусульманских) народов и мотивы восточной поэзии: «Три пальмы», написанные в унисон с пушкинским «Подражанием Корану», стихотворение «Ветка Палес- тины», набросок поэмы «Азраил», названной им «восточной повестью», и другие произведения. Арабо-мусульманский мир, Запад и Восток стали вопросами полеми- ки о культурно-исторической идентичности России, ее места в европей- ской цивилизации, развернувшейся между славянофилами и западниками. Восток занимал большое место и в публицистике революционных де- мократов – Герцена, Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Ратуя за социальное преобразование России, за освоение опыта революционной борьбы народов Запада, они одновременно отстаивали взгляд Восток как на колыбель человеческой культуры. Выросший на наследии Карамзина и Пушкина, знавший перипе- тии интеллектуальных разногласий между славянофилами и западника- ми, Ф. М. Достоевский ратовал за уникальность русского духовного опыта, так называемой русской идеи, отмечая одновременно и ее общечеловече- ский характер. Общение с известным казахским просветителем Чоканом Валихано- вым (1835–1865), с которым он познакомился в Омске, помогло Достоев- скому глубже понять суть исламского вероучения как духовной традиции мусульманских народов России. Позитивный опыт восприятия ислама пи- сатель передал в своих произведениях «Преступление и наказание», «Иди- от», рассказе «Сон смешного человека». В названных произведениях он за-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=