ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

132 Национальная история России, связанная с исламом, была раскрыта Н. М. Карамзиным в многотомной «Истории государства российского», оказавшей значительное влияние на формирование и развитие передовой русской мысли. Историк оценил важность татарского элемента в социаль- ной эволюции Московского государства и сделал важные открытия о золо- тоордынском периоде российской истории. Золотордынский период, по мнению историка, характеризует начало исламо-христианского диалога, который выражался в мирном сосуществовании православного христиан- ства, занимавшего абсолютные позиции на Руси, и ислама, религии гос- подствующих ордынцев. Карамзин писал: «Одним из достопамятных след- ствий татарского господства над Россией было возвышение нашего духо- венства, размножение монахов и церковных имений…Ханы под смертною казнию запрещали своим подданным грабить, тревожить монастыри… Владения церковные, свободные от налогов ордынских и княжеских, бла- годенствовали..» [Карамзин: 429]. С исламским Востоком тесно связано и творчество великого русского поэта А. С. Пушкина, который познакомился с Кораном в 1825 году в Ми- хайловском в переводе М. И. Веревкина, обладавшего художественным даром и мастерски выполнившего взятую на себя задачу. Коран открыл поэту новый, интересный и необычный для русского человека мир: В пещере тайной, в день гоненья, Читал я сладостный Коран. Внезапно ангел утешенья, Влетев, принес мне талисман. Этот мир раскрывается А. С. Пушкиным в цикле стихотворений «Под- ражания Корану», в котором он не просто фиксировал содержание и струк- туру священной книги мусульман, но и нашел новые идеи, образы, чувст- ва, которые стали составной частью его мировоззрения и творчества. Очевидно не только внешнее, но и внутреннее сходство стихотворе- ния А. С. Пушкина «Пророк» с ветхозаветной традицией: в основе сюжета лежит библейская история о пророке Исайе. По мнению исследователей, сюжет стихотворения близок и восточному преданию об избрании пророка Мухаммеда: «Начальную строку 94 суры Корана «Разве мы не раскрыли тебе твою грудь? (пер. И. Ю. Крачковского) стали понимать так, что анге- лы по приказу Аллаха вынули у Мухаммеда из груди сердце. Вероятно, это толкование, известное А. С. Пушкину, могло войти составной частью в за- мысел «Пророка» [Иванов: 432]. Верность следования духу Корана у Пушкина можно подтвердить и анализом формы изложения стихотворения «Пророк». В священных кни- гах иудеев и христиан (Торе и Евангелии) повествование ведется от третьего лица: кто-то доводит до верующего заповеди Бога. В Коране Ал- лах говорит от первого лица: в этом прямом, непосредственном обращении

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=