ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

131 Р. Ф. Мухаметшина Казань, Россия Л. Н. ТОЛСТОЙ И ИСЛАМСКИЙ ВОСТОК: ИСТОКИ, ТРАДИЦИИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Россия объединяет народы разных национальностей и конфессий, в том числе и народы, связанные с исламской культурой, которых по традиции называют «восточными». По справедливому утверждению Вяч. Вс. Иванова, русская литература, «русская поэзия включает в себя и Восток как часть нашей живой истории, длящейся в опыте современ- ности» [Иванов: 424]. Особенности русской цивилизации, соединяющей в себе Запад и Вос- ток, христианство и ислам, Библию и Коран, нашли отражение в произве- дениях русских писателей и поэтов, в истории русской литературы и куль- туры. Интерес к Востоку - давняя благородная традиция русской классиче- ской литературы. Этот богатейший материал может быть использован со- временными учителями и методистами для реализации нового подхода к изучению русской словесности, выражающегося в диалоге культур раз- ных народов и цивилизаций, диалоге русской и родной культур. Изучение общественного устройства и жизненного уклада народов, исповедующих ислам, было закономерным следствием усиленного внима- ния Руси к восточным соседям, что определило истоки взаимодействия русской (православной) и восточной (мусульманской) культур. Большое значение для развития знаний о Востоке имело путешествие тверского купца Афанасия Никитина в 1466–1472 гг., описанное в его зна- менитом «Хождении за три моря». Повествование «ходжи Йусуфа Хораса- ни», как именует себя в «хождении» сам Афанасий Никитин, представляет уникальный памятник эпохи, еще раз подтверждающий значение ислам- ской традиции в сознании обычного русского человека того времени, а также в формировании его мировидения. Для людей того времени было характерно русско-тюркское двуязычие, поэтому христианские воззрения автора находятся в неком синкретическом единстве. Повествование Афа- насия Никитина перемежается славословиями в адрес Всевышнего то на русском, то на тюркском языках: «Иса рух алла алейхи салам. Алле акбер. Ля иляга илля лла…» – «Иисус дух Аллаха, мир тебе. Аллах велик. Нет Бо- га кроме Аллаха…»[Никитин: 72]. Синкретизм русского мировидения, воз- можно, исторически предопределил интерес России к Востоку, путь взаи- моотношений, взаимодействий народов и культур. В середине XVIII века сам М. В. Ломоносов ратует за общение России с Востоком, за культурные и экономические связи с его народами, строя планы создания в России «ориентальной академии» и кафедры восточных языков при Петербургском университете.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=