ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

122 В. Г. Маслов Шуя, Россия ЯЗЫКОВАЯ ЭСТЕТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО Некоторые эстетики напоминают, что среди различных эстетических категорий прекрасное – premus inter pares – первое между равными. Хотя эстетический мир, возникший с помощью корреляции сознания и дейст- вительности, не ограничен миром прекрасного и внутренне бесконечно дифференцирован. Прекрасное, бесспорно, доминирует в нём, ибо чело- век воспринимает окружающее эстетически, исходя из своих представле- ний о прекрасном. Но даже убедительные аргументы не позволят отри- цать, что каждое эстетическое переживание влияет на человека (позитив- но, негативно, «демонически»), формирует его сознание, оставляет в нём какой-то след, воздействует на его дальнейшее поведение, то есть влияет на него этически и идейно. Однако не только всякое эстетическое качест- во обладает определённой сферой этического и идейного воздействия, но и наоборот – различные ценности имеют для человека также и ценность эстетическую. Эстетические качества действительности всегда будут теми или ины- ми лишь во взаимодействии с человеком. В создании критериев ценности принимает участие вся человеческая личность в своей совокупности. Чис- тая красота есть всего лишь абстракция. Не случайно древние греки гово- рили о единстве добра, красоты и истины. Эстетический мир человека не- возможно вырвать из его целостного сознания, отделить от его жизненной позиции и общего отношения к действительности. Эстетика исследует идейно-эстетическую сущность, раскрывает зна- чение искусства как неповторимого идейно-эстетического проявления че- ловека, показывает, что оно есть идейно-эстетическое освоение действи- тельности, её специфическое отражение и изображение. Истолкование проблемы содержания и формы – одно из ключеввых задач эстетики. Под содержанием мы вовсе не подразумеваем натурали- стическое присутствие действительности в искусстве. Содержание тесно связано с формой. Под содержанием искусства мы подразумеваем его спе- цифическое содержание. Художественное произведение выполняет ком- муникативные функции не индифферентно, не натуралистически, а имеет для человека специфическое значение. При восприятии действительности (или произведения искусства) в сознании человека нарушается равновесие, его чувства, его мышление и воля попадают под определённое воздействие, возникает процесс рекон- струкции его сознания, процесс развития, что кончается новым обретением гармонии, внутреннего и внешнего равновесия.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=