ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
117 Ю. В. Лихачева Новосибирск, Россия «СИМФОНИЯ ЛЮБВИ, ТВОРИМАЯ ДУШОЙ...» ( Гюнтер Тюрк и коммуна «Жизнь и Труд» – культура ненасилия) Памяти скульптора Валентина Усова Название доклада – цитата из стихотворения Гюнтера Тюрка «Бра- ту Густаву, встреченному в лагере». Относится стихотворение к 1943 году. Продолжим эту строку: «Симфония любви, творимая душой из хаоса страданий!». Это – тот ХАОС СТРАДАНИЙ, в который была ввергнута, в частно- сти, и коммуна «Жизнь и Труд», когда толстовство как организованное движение целенаправленно уничтожалось. Коммунары, к которым принад- лежали Тюрки, жили общественной братской жизнью «по закону непротив- ления злу насилием, с кротостью перенося страдания и смерть от окружаю- щего мира и от сильных мира сего», как писал И. Я. Драгуновский (1). Социализм, по утверждению всех газет того времени, «наступал по всему фронту». Густав Тюрк в рукописи «Колодец социализма» выражает свое отно- шение к призывам советской власти: «...если бы я пришел, то доказал бы себе, что трус, что боюсь вашей палки. Мне было бы больно и стыдно за себя...если бы вы не были в таком азарте, делающем вас слепыми ко всему другому, и не кричали бы “Кто не за нас, тот против нас!”...никогда не со- глашусь на эту трату человеческих жизней, которая идет на создание ва- шего социализма» (2). Противостояние обозначено. И в 1932 году в коммуне арестованы два человека по обвинению «в укрывательстве лишенцев». А вот что утверж- дает по поводу «лишенцев» тот же И. Я. Драгуновский: «Нравственное преимущество коммуны состояло в том, что в ней жило много одиноких стариков, вдов с детьми, сирот, инвалидов, которые чувствовали себя в коммуне как в родном доме» (3). Обратимся к нашему времени. Наталья Ивановна Коростелева, дочь И. Я. Драгуновского, в докладе «Влияние идей и людей Толстовской ком- муны на мировоззрение и жизнь потомков», произнесенном на конферен- ции, посвященной Гюнтеру Тюрку, говорит: «Коммунары со своей лю- бовью и ненасилием мешали власти, замешанной на крови и насилии. Их аполитичность, свободомыслие, вегетарианство и пацифизм расцени- вались как преступление. Поэтому большинство мужчин-коммунаров бы- ли брошены в тюрьмы и расстреляны. Редко у кого из моих сверстников был отец…. Когда наш колхоз «Жизнь и труд» переселяли.., то крестьяне окрестных сел говорили о моих односельчанах: « они как будто с другой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=