ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
116 вобождением души от того, что препятствует любви к людям и созна- нию своей божественности: грехи, т. е. потворство похотям тела, соблазны, т. е. ложные представления о благе, и суеверия, т. е. ложные учения, оп- равдывающие грехи и соблазны» (Л. Толстой «Путь жизни», М.: Респуб- лика, 1993. С. 5). Толстой рассматривает «внимающее сознание» как сознание жиз- ни, «внимающее сознание» – это первичное переживание выхода за преде- лы своей биологической (у Толстого – «животной») личности, слияния со Всем, с Богом. С помощью «внимающего сознания» Толстой передает переживание любви ко всему Божьему миру, это прозрение духа. «Внимающее сознание» для Толстого это способ поиска идентичности (аутентичности), т. е. своей подлинной человеческой сущности, самопо- знания и, следовательно, самосовершенствования. Проповедническая и пе- дагогическая задачи Толстого совпали. Педагогика Толстого оказалась способной отвечать на вызовы XXI в. Примечание 1. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т.– М. – Л., 1928– 1958. 2. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения.– М., Педагогика, 1989. 3. Густафсон Р. Обитатель и чужак.– СПб., 2003. 4. Кудрявая Н. В. Лев Толстой о смысле жизни.– М., 1993. 5. Кудрявая Н. В. Л. Н. Толстой и современное педагогическое созна- ние. Яснополянский сборник.– Тула: Изд. дом «Ясная Поляна», 2000.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=