ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
115 В небольшом произведении этого периода «Душа вне времени и прост- ранства» Толстой утверждает, что сознание, это бесконечно великая сумма моментов вне времени и пространства, тогда как душа человека – это ма- лая частица свободы во времени. Проблема в соединении части с целым (кстати, эти мысли были последними, которые писатель диктовал дочери Александре в Астапове). Способ познания, называемый Толстым «созна- нием» связан с волей, благодаря которой создается возможность «перене- сти» сознание из себя на другие существа. Когда Я исходит из себя к Другому, этот способ познания Толстой на- зывает сознанием («внимающее сознание») и объясняет всеобщий способ нравственной жизни как любви, как собственно человеческий. В трактате «О жизни» Толстой скажет: «Выходишь из себя и входишь в другого. Всё – слиться с Богом, со Всем» (52, 1001, 1893) Что роднит Толстого с постнеклассической педагогикой? Теория по- знания – как человек познает мир – это центральный признак эффектив- ности или неэффективности педагогической деятельности. Педагогика способствовала проникновению в суть самой сложной философской про- блемы – теории познания. Для Толстого понимание того, как человек по- знает внешний наблюдаемый мир, скрытые от внешнего наблюдения про- цессы и самого себя сказалось инструментом понимания становления субъективности, что является центральным вопросом нравственного вос- питания и развития. Для Толстого важно проследить процесс выделения себя субъектом. Субъект – это точка исхождения из себя к Другому. Во «внимающем» соз- нании «Я» одновременно является и субъектом, и объектом и происходит нечто сакральное: «Я» становится причастно жизни истинной, духовной, Божеской. Происходит то единение, слияние части с целым, что и есть вы- ражение в индивидуальном сознании сознания Божеского, т. е. духовного. Если сознание личности видит свое «Я» в изоляции (Эго), то Духов- ное «Я» видит себя в связанности в направленности во-вне, К Другому. Для Толстого важно, что процесс познания невозможно оторвать от нравственной реальности, эмоциональное состояние персонажа становится источником познания себя, создаются условия для саморазвития. Душа находится в состоянии роста. Толстой идею вечного процесса вечного роста души выражал через понятие самосовершенствования. По- казательным примером является его попытка выделить шаги духовного становления, используя объект, на котором происходит развитие, образ Иисуса Христа или близкого и родного, горячо любимого брата. Толстой в книге «Путь жизни», последней, написанной для широкого круга читателей уже в предисловии задает способ жизни, как способ проявле- ния в себе существа духовного, рождающегося из плотского, биологического. По его мнению «…большее соединение души человеческой с другими существами и Богом, и потому и большее благо человека, достигается ос-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=