ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

113 3. Впервые в истории педагогической науки в практике Яснополян- ской школы писатель обосновывает необходимость формирования не эм- пирических, а теоретических обобщений и на основе этого перестраивает преподавание математики, языка. Делает выводы, близкие тем, которые сделал В. В. Давыдов в контексте борьбы с эмпирическими теориями по- знания в нашей стране в 80-ые годы XX ст. 4. Писатель продолжает и углубляет свое понимание познания через «сознание» или «внимающее сознание» и оставляет пример описания уро- ка истории из времен Отечественной войны 1812 года. Толстой, занимаясь перестройкой предметного преподавания в Ясно- полянской школе, особенно остро прочувствовал отсутствие мотивации у детей на уроках истории, географии. На уроке истории Отечественной войны 1812 года Толстой создал особую атмосферу, в которой учащиеся не почувствовали пропасти между ними и учебным материалом. Создалась та искомая писателем ситуация, когда субъект существует в реальности, а реальность в сознании субъекта. Учащийся «входит» в реальность, «соучаствует», «проживает» вместе с остальными детьми и учителем события Отечественной войны 1812 года. Познание материала происходит путем участия, выражения самых разных чувств: гнева, разочарования, гордости, радости и даже жалости к отсту- пающему врагу, замерзающему в русских снегах. В таком познании субъ- ект не противопоставлен объекту. Эти наблюдения писателя убеждают его в том, что именно такое познание, в ходе которого происходит «работа души» действенно в нравственном воспитании, оно лежит в основе нравст- венного развития. Толстой начинает использовать такие повествовательные приемы в рассказах «Азбуки и Новой Азбуки», которые создают эффект присутст- вия читателя в описываемой ситуации, когда дети желают плачущую че- ремуху, которую срубают мужики, уставшую лошадь, не понимающую якобы бестолковых действий хозяина и т. д. Повествовательная техника Толстого позволила писателю погрузить читателя в сознание персонажа, и читатель должен как бы выйти из себя и слиться с персонажем или погрузить читателя в сцену, событие, а не в сознание персонажа. Именно эти повествовательные приемы использо- вались писателем в рассказах «Азбуки» и «Новой Азбуки» и создавали эффект присутствия, ощущение единства с персонажем или событием, что отмечалось современниками (Н. Н. Страхов). Толстому-педагогу важно создать условия для переживания читате- лем изображаемых событий, как будто он является их участником и это ему удается. Уже зрелый Толстой так опишет три типа познания: «Я знаю вполне себя, всего себя до завесы рождения и прежде завесы смерти. Я знаю себя тем, что я – я. Это высшее или, скорее, глубочайшее знание. Следующее

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=