ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

112 нию, нравственному развитию начинается с первых философских наб- росков 1848 г., в которых юный Толстой выходит за рамки принятого и широко распространенного взгляда на объяснение природы человека в рамках дихотомии Декарта «душа – тело». Повествовательные приемы, используемые молодым писателем в повести «Детство. Отрочество. Юность» позволяют понять обращение Толстого к новым онтологическим подходам в теории познания, в которой важен опыт человеческого созна- ния и воли. Метод рассмотрения внутренней жизни персонажей дает по- нимание Толстым эпистемиологических проблем и веры в духовную ре- альность (Р. Густафсон) Первым свидетельством практического обращения Толстого к тому познанию, которое писатель назовет «внимающее сознание» и на этой спо- собности человека обоснует уже в рамках религиозно-нравственного уче- ния новую дихотомию «животная личность – человек», было эмоциональ- ное воспоминание Николеньки Иртеньева о «maman», преображающее это воспоминание в ее реальное присутствие. Николенька в сознании возвращает «maman» к жизни. Это воспоми- нание преображается в присутствие «maman», в сознании воссоздается ду- ховная атмосфера семьи, нежный, полный ласки голос матери. Субъект и объект сливаются. Именно этот способ познания все больше овладевает вниманием Толстого, педагога и писателя, т. к. позволяет включить опыт субъективных переживаний человека в контекст решения педагогических проблем нравственного развития в процессе нравственного воспитания. К феномену исчезновения, исключения субъективного опыта пере- живаний из педагогики было приковано внимание молодого Толстого в период близкого знакомства с западно-европейской педагогической нау- кой и практикой образования во время второго заграничного путешест- вия (1860–1861 гг.) Толстой обрушивается с критикой на эмпиризм, догматизм западно- европейской педагогики и в практике Яснополянской школы эксперимен- тирует, использует различные познавательные приемы и делает выводы о способах познания: 1. Познание путем ощущений (Толстой отводит важную роль такому познанию для развития бессознательной сферы и формированию отноше- ния учащегося к различным явлениям, фактам). 2. Познание путем эмпирических обобщений, на которое опирались педагоги эпохи Толстого и которое приводило к крайне низкому уровню интеллектуального и нравственного развития учащихся, формировался беспорядочный опыт и «голые» результаты науки (судя по этим размыш- лениям Толстого ему был известен поднятый Гегелем вопрос о «запрете» на трансляцию готовых знаний и необходимости организации такой позна- вательной деятельности учащихся, когда они проходили в сокращенном виде путь поиска истины).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=