ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

110 Итогом первого и второго периодов педагогической деятельности Толстого явился комплекс учебников, учебных книг для народной школы – «Азбука» и «Новая азбука». Необходимость такой работы он объяснял от- сутствием хорошей учебной литературы, что в России «нет ни одной новой статьи для детского чтения, ни одной грамматики русской, ни славянской, ни славянского лексикона, ни арифметики, ни географии, ни истории для народных школ». Толстой с тревогой обращал внимание своих современ- ников на то, что «все силы положены на руководства к обучению детей тому, чему не нужно и нельзя учить детей в школе, чему дети учатся из жизни » (Л. Н. Толстой Педагогические сочинения. М., Педагогика, 1989, с. 309) (курсив мой.– Н. К.). Толстой замечал, что педагогика уподо- билась такой науке, которая учила бы «…как должно ходить человеку», изобретая правила «…как учить детей ходить, предписывая им сокращать тот мускул, вытягивать другой и т. д.». Выражая свое недоумение, Толстой обращался к своим современникам: «Каким образом люди честные, обра- зованные, искренне любящие дело и желающие добра, каковыми я считаю огромное большинство моих оппонентов, могли стать в такое странное по- ложение и так глубоко заблуждаться» (там же с. 310) Толстой показал возможный путь развития педагогики, однако, как известно, только с конца 90-х годов XX ст. его идеи начали использовать- ся, в основном, педагогами движения толстовских школ. Однако опыт 60– 70-х гг. XIX ст. казался писателю недостаточным, он вплотную подходит к решению проблем нравственного развития и воспитания в рамках рели- гиозно-нравственного учения. Идеи, высказанные в этот период являются гениальным вкладом писателя в мировую педагогику и психологию в ее постнекласическом понимании. Для более ясного понимания, каков же этот вклад, мы используем по- казавшийся плодотворным и эвристичным подход оценки педагогических взглядов писателя через призму развития его взглядов на проблемы позна- ния, оценке познавательных возможностей человека на пути нравственно- го развития, самосовершенствования, духовного повзросления, выявления условий, способствующих этому. Для Толстого очевидно, что позитивизм, и основанное на нем эмпи- рическое познание, делали невозможным постановку вопроса о свободе, нравственности, духовности, смысле жизни Человека, «похищая» у него его собственно человеческие характеристики, а педагогику превращали в механическую, догматическую науку, для которой достижением явля- лось обстоятельство, что «каков бы ни был ученик, метод оставался преж- ним», ученье превращалось в тренировку разума, воспитание в починку сломавшихся деталей конструктора. Такие теоретические установки на практике приводили к личностным деформациям, появлению таких ка- честв у детей и подростков как лень, апатия, себялюбие, лицемерие и т. д., что можно назвать симптомокомплексом духовного нездоровья общества.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=