ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

109 своего говорить только для того, чтобы понимать друг друга, мать ин- стинктом пытается спуститься до его взгляда на вещи, до его языка, но за- кон движения вперед образования не позволяет ей спуститься до него, а его заставляет подняться до ее знания (Л. Н. Толстой. Педагогические сочинения, М., 1989, с.70),– его не понимают оппоненты. Толстой опять возвращается к этому вопросу в статье «Прогресс и определение образова- ния», по его собственному мнению наиболее глубокой, и еще раз подчер- кивает, что для педагога важны условия, способствующие совпадению двух деятельностей (преподавания и учения). «Деятельность образовы- вающегося, как бы, где бы и чему бы он ни учился (даже если бы он один читал книги), всегда заключается только в том, чтобы усвоить себе образ, форму и содержание мысли того человека или тех людей, которых он счи- тает знающими больше себя » (стр. 267),– писал он. Толстой отмечает, что как только знания уравнялись, то деятельность учения, воспитания и в общем смысле образования неминуемо прекраща- ется между этими учеником и учителем и начинается новая деятельность, состоящая в том, что тот же учитель открывает ученику новую перспекти- ву знаний … в той или иной отрасли наук, и образование продолжается… Мы видим, что Толстой считает учителя носителем знаний, объектом, на котором происходит развитие. Таким объектом может стать книга, то что мы называем культурными образцами. «Хорошее или дурное образование», по мнению Толстого, определяется тем, медленно или скоро достигается равенство между учащим или учащим- ся. Равенство знаний не достигается если учение основано либо на послуша- нии, либо самолюбии, либо материальных выгодах и честолюбии. По мнению писателя, на этих основаниях строились различные педагогические системы, в которых в ходе обучения и воспитания приобретаются привычки послуша- ния, раздраженного самолюбия и стремления к материальным выгодам. От- сюда, по его мнению,– все ошибки педагогики и несоответственность резуль- татов образования с возможностями человека к самосовершенствованию. В статье «Прогресс и определение образования» он делает шаг в по- стнеклассическую педагогику, напоминая человечеству, что «общий веч- ный закон» написан в душе каждого человека. Закон прогресса или совер- шенствования «оставаясь личным, этот закон плодотворен и доступен ка- ждому». «Прогресс вообще, во всем человечестве есть факт недоказанный» (там же с. 254). В педагогической деятельности Толстой опирался на лич- ностно-деятельностное, аксиологическое понимание природы психологи- ческого развития человека и овладения различными способами мышления. Знаменательна его статья «Кому у кого учиться писать: крестьянским ре- бятам у нас или нам у крестьянских ребят» (ж. Ясная Поляна, 1862), в ко- торой он обосновал ставшее в наши дни неоспоримым положение о «при- жизненном формировании способностей» в обстановке совместных дове- рительных свободных отношений учеников и учителя.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=