ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

108 ли». В настоящее время эти уроки можно назвать практиками онтологиче- ского синтеза. Прозрения, сделанные писателем, мыслителем, педагогом кажутся столь невероятными (Толстого можно поставить в один ряд с учеными, со- вершившими революцию в области естествознания и физики. (Н. Бор, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг), что в силу недопонятости проблема и не об- суждается. А в педагогических вузах попрежнему педагогическое творче- ство Толстого рассматривается на основе той методологии, которую сам писатель не принимал или даже не слышал о таковой. Но как же случилось такое? Почему более чем на 100 лет опередил Толстой развитие гуманистического сознания, на что указывают те запад- ные ученые, для которых писатель был предтечей гуманистической психо- логии (В. Франкл). И дело не только в безусловной неординарности и об- разованности писателя, хочется сказать гениальности. Видимо, с горечью надо признать, что отечественные педагоги, пси- хологи, философы не смогли в силу идеологических причин так же «впи- тать голоса эпохи» (М. Бахтин), как это сделал Толстой в середине XIX ст. Философия Спинозы, Гегеля, славянофилов, религиозные учения в т. ч. мыслителей Востока расширили и углубили зрение Толстого-педагога, по- зволили синтезировать опыт Востока и Запада. Он смог высказать не толь- ко ряд кардинальных положений педагогики развития, которые в нашей стране начали осознаваться значительно позднее, но и пойти вперед, к постнеклассической педагогике. Стоит упомянуть о том, что хотя в «Ис- поведи» Толстой называет незначительными поиски 60–70-х гг., основные положения его педагогики развития послужили для переноса этих идей на сферу нравственного развития и воспитания в последние 30 лет жизни, да- ли возможность писателю обосновать всеобщий способ нравственного раз- вития и способ нравственной жизни («Путь жизни», «О жизни», «Царство Божие внутри вас»). Подобно отечественной неклассической психологии и педагогике Толстой подвергает критике эмпирические теории познания (см. подроб- нее: Кудрявая Н. В. Лев Толстой о смысле жизни, М., 1993, с. 35–66). В первой программной статье «О народном образовании» (1862) выделяет базовую ситуацию психологического развития человека, назвав ее «Закон движения вперед образования», основанной на потребности к равенству знаний обучающегося и обучающего. Он говорит, что видит в этой ситуа- ции тот «общий действенный закон, которым руководствовалась деятель- ность человека в образовании и который поэтому мог бы служить крите- риумом правильности человеческой деятельности в образовании». «Выра- зить и определить этот критериум в педагогии было моей задачей»,– писал он в статье «Прогресс и определение образования». Хотя в первой статье «О народном образовании он выделяет не только базовую ситуацию разви- тия, но и генетически исходную и так об этом пишет: «Мать учит ребенка

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=