ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
107 витие науки воспитания», в результате чего «… дело образования отстало от других сторон развития человечества и какое значение вследствие этой отсталости получило в наше время». Толстой общался с педагогами- теоретиками, учителями, носителями объектного профессионального соз- нания и даже имел длительную беседу с первой фигурой западно- европейской педагогики того времени Дистервегом, полемизировал с ним, сделал замечание, что «лучшая система в воспитании не иметь никакой системы». Всесторонняя критика Толстым западно-европейской педагоги- ки (в России педагогическая наука еще не сложилась) полно представлена в его педагогических сочинениях и в настоящее время начала осознаваться современными педагогами (см. Кудрявая Н. В. «Лев Толстой о смысле жизни», XXIV–XXX Международные Толстовские чтения в ТГПУ). Опыт Яснополянской школы был антиподом тому в организации шко- лы, с чем Толстой был принципиально не согласен. В отечественном педа- гогической толстоведении всегда очень положительно оценивался опыт Толстого – народного учителя, а теоретические взгляды не получали адек- ватной оценки. В его эпоху, начиная с Н. Г. Чернышевского, тульского пе- дагога Маркова, многих методистов, официальной позиции Министерства просвещения, которое не рекомендовало первую «Азбуку» 1872 г. к использованию в школах России, выявилось явное непонимание всей глубины педагогических взглядов Толстого, которые в наши дни уже мож- но назвать «гуманитарной экспертизой», «отставшей от жизни педагогики» и ее оснований – понимания сущности человека и эмпирических теорий познания, положенных в ту эпоху в основание обучения и воспитания. Исследование педагогического творчества Л. Н. Толстого подтвер- ждает, что писатель не только увидел редукционизм, эмпиризм, рациона- лизм отставшей от жизни педагогики его эпохи, но предсказал ограничен- ность тех педагогических подходов, которые не смогли полностью изжить эти антинаучные принципы. В XX ст. оформилась модель неклассической педагогики, известной в нашей стране как педагогика развития. В 60–70-е гг. Л. Н. Толстой выделил ряд положений педагогики и психологии развития, ставших классикой для отечественных педагогов в XX ст. благодаря дея- тельности целой плеяды педагогов, психологов, философов нашей страны, независимо от Л. Н. Толстого. Проповедническая, а, следовательно, педагогическая задача всей жиз- ни писателя об «основании новой религии, соответствующей развитию че- ловечества, религии Христа, но очищенной от веры (бессознательной.– Н. Кудрявая ) и таинственности, религии практической, не обещающей блаженства на небе, но дающей блаженство на земле» (4 марта 1852 г.) подталкивала его к «основанию нового сознания», которое воплотилось в его высказываниях свойственных постнеклассической педагогике и в прак- тиках работы в Яснополянской школе в 1859–1862 г., с мальчиками в Яс- нополянском доме в 1906–1908 г., названных писателем «уроками мора-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=