ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008

106 Н. В. Кудрявая Москва, Россия ВПЕРЕД К ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ. НАЗАД К Л. Н. ТОЛСТОМУ «Сознание это есть совершенно отдельный и независимый от разума источник самопозна- ния. Через разум человек наблюдает сам себя, но знает он сам себя только через сознание». Л. Н. Толстой Ученые признают, что становление педагогики как науки прошло не- легкий путь развития. Можно выделить 3 этапа: классический, неклассиче- ский и постнеклассический, который только начинает осознаваться. В постнеклассической модели педагогика подошла к такому понима- нию человека, в котором научно объясняется его способность к саморазви- тию, самосовершенствованию, идентичности и аутентичности, подлинно- сти как нравственной сущности а, следовательно, к новому, по сравнению с традиционным пониманием тактики воспитания: целей, содержания, ме- тодов и результатов. Долго науки о человеке шли к объяснению того вет- хозаветного положения, что вечный закон нравственного совершенствова- ния объективен. О том, что это положение и есть главное – «духовные начала» понима- ния сущности человека и педагогики человечеству напомнил в самом начале педагогической деятельности Л. Н. Толстой в статье «Прогресс и определение образования» (ж. Ясная Поляна, 1862). Первые статьи Л. Н. Толстого не оста- лись незамеченными, а содержание программной статьи «О народном образо- вании», как он и полагал, спровоцировало дискуссию и вызвало непонимание «теоретических оснований» (Н. Г. Чернышевский) Путь Л. Н. Толстого в педагогике необычен хотя бы тем, что за сравни- тельно короткое историческое время он смог оказаться сразу в нескольких педагогических реальностях: классической, неклассической, которую сам и создал в Яснополянской школе и постнеклассической. Как это случилось? Начало педагогической деятельности Толстого (1859–1876) совпало с оформлением в Западной Европе классической объектной педагогики. Во время заграничных путешествий Толстой почувствовал «всем нутром» догматизм, формализм, редукционизм, эмпиризм, рационализм классиче- ской западно-европейской педагогики и основанной на ней системы обра- зования. С гениальной прозорливостью Толстой решительно выразил мысль об исторической неразвитости педагогической науки середины XIX века, считая ее эмпирической, механической, лишенной диалектики представлений о сущности психики и мышления ребенка. И поэтому «…стремление к общим выводам было величайшее зло, остановившее раз-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=