ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2008
10 что Н. А. Бердяев сам оказался в границах революционной традиции, а по- тому и не увидел того, что сумел усмотреть Толстой в преемниках рево- люционеров-демократов: «Ошибка марксистов (и не одних их, а всей ма- терьялистической школы) в том, что они не видят того, что жизнью чело- вечества движет рост сознания, движения религии, более и более ясное, общее, удовлетворяющее всем вопросам понимания жизни, а не экономи- ческие причины» (53; 206). П. Н. Ткачев фактически повторяет мысль Н. Г Чернышевского о том, что смысл жизни состоит в удовлетворении эгоистических потребностей личности, в то время как христианская аксиология обозначает пути пре- одоления греха гордыни. Но в том то и состоит суть революционной тра- диции: в ее пределах грешно то, что праведно в границах христианского мирочувствования. Поэтому утверждение тождества между нравственно- стью и эгоизмом является вполне адекватным мировоззрению П. Н. Ткаче- ва, совершенно не задумывающегося над иной трактовкой своего утвер- ждения, признающего вседозволенность первейшим достоянием человека, соотносящего свою пользу с общественной лишь в той степени, в какой социальные задачи соотносятся с его личными амбициями: «<…> в основе нашего нравственного чувства, в основе всех наших альтруистических по- буждений лежит чисто эгоистический мотив, стремление к личному сча- стью и отвращение от личных страданий», ведь «каждый человек в совре- менном обществе думает и заботится об одном лишь себе, что свое личное благо он ставит выше всего на свете, делает себя и свой интерес высшим мерилом добра и зла, лжи и предательства» 1 . Для Толстого же было очевид- но, что «всякое ослабление духовной силы выражается увеличивающимся эгоизмом, самодовольством и самовозвеличиванием» (52; 67), а потому в письме к Черткову от 22 января 1905 г. он указывает причину, по которой не может принять революционную идеологию: «Тут нет Бога (курсив наш.– М. Б .), и не могу на старости лет хвалить то, что не от Бога» (89; 10). Еще одним аргументом в пользу уяснения расхождений Толстого с ре- волюционной идеологией может стать уточнение вопроса о его рациона- лизме. Еще Д. И. Овсянико-Куликовский утверждал, что учение Толстого было «сухое, рассудочное, рационалистическое (курсив наш.– М. Б .). Это религия не души, а силлогизмом» 2 . В советском литературоведении эта идея получила самое широкое распространение. Так, А. П. Тусичишный, следуя в своих рассуждениях за известным положением о том, что учение Толстого основано на философии французских просветителей, утверждает: «Толстой, подобно рационалистам XVIII века, считал, что вера должна быть разумной» 3 . В современном литературоведении это положение по- 1 Ткачев П. Н. Кладези мудрости российских философов.– М., 1990.– С. 371, 376. 2 Овсянико-Куликовский Д. И. Лев Толстой. Очерк его художественной деятельности и оценки его рели- гиозных и моральных идей.– СПб., 1911.– С. 89. 3 Тусичишный А. П. Проблема нравственного возрождения человека в романах Ф. М. Достоевского «Идиот» и Л. Н. Толстого «Воскресение». АДК.– М., 1984.– С. 16.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=